Если на Западе при упоминании жанра пин-ап у большинства людей в памяти всплывут имена таких художников, как Джордж Петти и Джил Элвгрен, то в России ценители весёлых и фривольных девушек в ретро стиле сразу же с большой вероятностью назовут Андрея Тарусова. Впрочем, его имя также хорошо известно за рубежом, он вообще, можно сказать, амбассадор пин-апа и один из главных современных поставщиков ярких, запоминающихся и, чего уж там, провокационных образов. Андрей уже выпустил несколько артбуков, но также он создаёт и комиксы. Один из них, «Swinging Island» (издавался только на английском, но там, знаете ли, язык не особо важен), является бумажной версией задорного XXX-ролика, а вот другой, о котором и пойдёт речь, в плане концепции гораздо ближе к тому, чтобы назвать его «искренним и уважительным оммажем пин-ап стилистике и американской поп-культуре XX века». При этом этот комикс делает всё для того, чтобы его не воспринимали слишком уж серьезно. Пин-ап, он ведь не о серьезности.
Познакомьтесь с Фокси (у неё рыжие волосы, отсюда и имя), воплощением образа «Мисс одноэтажная Америка 1950-х». Она красива, живёт с родителями в шаблонно-уютном городке Пинаполис, у неё есть парень Пит, капитан футбольной команды, стереотипно туповат (хотя и выглядит так, будто Ривердейл где-то неподалёку). Фокси, надо заметить, в плане развития тоже не лидер школьной олимпиады по всем наукам, у неё на уме лишь романтика, новое, реально классное платье в витрине магазина, и собственный день рождения, который, ну надо же, именно сегодня. Но это не упрек в адрес девушки, через это Андрей иронично описывает патриархальный уклад общества тех лет: женщина – это милая зверушка, место которой на кухне. Сами женщины уже начинают от этого уставать (см. реплики матери Фокси), но их тихий голос пока ещё никто не слышит. Совсем далека от этого образа Рокси – она носит чёрное, ездит на чёрной машине с придурочным приятелем, который считает себя похожим на Элвиса и на Джеймса Дина, и лучше всего её описать словами «настоящая оторва». Фокси такое поведение не одобряет, но от судьбы не убежишь и в один момент две девушки оказываются единственными в городе, кто может противостоять внезапному нашествию зомби с их вечными ценностями в виде «Мооооозгооов!».
Послевоенные годы в США стали временем расцвета кино и фантастики, Голливуд плотно подсел на этот жанр, в результате чего на экраны полезли монстры, зомби, гигатские обезьяны, 50-ти футовые женщины, безумные учёные и инопланетяне. Фильмы, может быть, не самые интеллектуальные, но оставившие свой след. И в этом комиксе тоже, куда уж без этого фантастического разгула, до сих пор цепляющегося на нашу память образами с культовых афиш и крылатыми фразочками. Поэтому в «Пинапокалипсисе» две красотки не только спасаются от угрозы, они делают это, барахтаясь в море поп-культурного постмодернизма, куда разными течениями заносятся всевозможные анахронизмы. Например, тут можно обнаружить не только сцены из «Вторжения похитителей тел» или из «Унесённых ветром», но и моменты из «Терминатора», «Криминального чтива», даже «Акиры». Передаются пламенные приветы культовым обложкам и сценам из комиксов. А больше всего отсылок здесь к «Твин Пиксу», сразу понятно, какой у Тарусова любимый сериал. Кто-то скажет, что это не по правилам и смешивать времена только ради того, чтобы читатели постоянно натыкались на знакомые фразы, образы и действия – это читерство, теряется дух эпохи и сама идея, но я бы лично не был столь категоричен. В конце концов, это развлекательное чтиво, у него другие задачи.
Разумеется, одними зомбаками в этом комиксовом долгострое (о причинах долгостроя сам Андрей рассказывает в послесловии, но, если коротко, секс продаёт комикс гораздо лучше, чем его отсутствие) дело не обойдётся, изрядно забрызгав зелёной кровищей Фокси и Рокси, они уступят место другой напасти, у которой есть свои планы на Землю. И своё объяснение, почему только две девушки во всём городе не превратились в зомби. В общем, выжить будет сложно и в процессе выживания очень пригодятся биты, ремни и дамское зеркальце. События в комиксе развиваются очень быстро, он точно не даст вам заскучать. Издатели, кстати, позиционируют как что-то очень «взрослое», просят убрать подальше детей, но, как по мне, всё максимально невинно, тут нет голых тел (жаль, конечно, придётся опять артбуки Тарусова листать) и всяких пикантных подробностей, разве что мелькнёт иной раз нижнее белье. Но подобное в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века точно порвало бы общественную мораль в мелкие клочья, да к тому же вызывает закономерный вопрос: эй, а откуда у скромницы Фокси такой чёрный секси-комплект? Неужели это одна из тёмных загадок Пинаполиса, что-то типа «Тайного дневника Лоры Палмер»? В целом где-то всё на «16+», за исключением того, что ближе к финалу возникают отношения, вступающие в противоречия с генеральной повесткой российского общества.
Красивые девушки и фантастика – идеальное сочетание, хотя от этого тандема совсем недалеко до стилистики «Sexploitation». Да, чуть не забыл, ещё и рекламные маскоты, ну куда же без них в современной культуре потребления (хотя в данном случае обнаруживаются они всё же на стороне зла). Но Андрей Тарусов прекрасно чувствует границы жанра пин-ан и не заставляет Фокси и Рокси раздеваться так же бессмысленно, как, например, это делала героиня Элис Ив в «Стар Треке»; «Пинапокалипсис» все же больше про оммажи и отсылки, про дух эпохи и про то, как визуальные образы и настроение этой самой эпохи влияли на творцов следующих поколений. Так что если вы ищете беззаботный, стильный и задорный комикс, в процессе чтения которого велик риск превратиться в персонажа Леонардо ди Каприо из известного мема, где герой тычет пальцем в экран, что-то или кого-то узнавая, то обратите обязательно внимание на эту работу Тарусова. На русском комикс вышел в «Другом издательстве», деньги на издание собирались на краудфандинге, спонсорам были предложены альтернативные обложки для различных комикс-шопов, сингл про первую встречу Фокси и Рокси и прочие ништяки. Твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, формат 164х245мм. Много дополнительных материалов: авторское послесловие с личными фотографиями и призывом к Голливуду обратить внимание на этот комикс, эскизы работы над страницами, слово американского редактора, помогавшего Андрею с текстом, подробный список всех отсылок и большая галерея, вобравшая в себя работы художников, нарисовавших, понятное дело, красоток в стиле пин-ап. Или типа того. Есть и галерея артов самого Тарусова. 208 страниц, тираж 2000 экземпляров.