
В ожидании выхода полного издания «Боровицкого» в твёрдом переплёте стоит раздобыть вышедший крайне лимитированным тиражом фанзин от Ивана Ешукова, дополняющий историю поляка Яна Боровицкого, агента спецотдела обеспечения внутренней безопасности. Короткая история также разворачивается в Омске в дни Гражданской войны, когда власть в городе перешла к Колчаку. Ян Карлович в это неспокойное, но интересное (в полном соответствии с известным восточным проклятием) время был занят подготовкой одной операции под руководством местного главы контрразведки Ивана Красильникова. Между прочим, человек с таким именем и фамилией реально сыграл важную роль в колчаковском перевороте, но числился он атаманом из оренбургских казаков, оставшись в памяти злодеем и палачом мирных жителей. И у Ешукова это не единственное переплетение исторической фактуры и художественной выдумки. Точно также не единожды у него переплетаются реальность и то, что от неё обычно очень далеко…

В комиксе «По ту сторону Боровицкого» выделяются два главных героя: Боровицкий и Омск. Причём на агента с самого начала обрушивается шквал критики от его соседей, дескать, господин поляк ведёт аморальный образ жизни, и как только у него в квартире перестают звенеть бутылки, так тут же начинают кричать дамы. Одна из них так вообще ведьма. Негодующие граждане даже жалобу в военную комендатуру хотят писать, но приходят к мысли, что лучше не надо. Время сейчас такое, знаете ли. Сам Боровицкий после приписываемых ему подвигов ходит день ото дня по городу вроде как праздно, но на самом деле общается со своей агентурой (конечно же, из местной уголовной шпаны, тут присутствуют колоритные блатные типажи), ждёт новых сообщений в условленном месте. Но большую часть времени проводит в компании разных жителей Омска. Выясняет отношения с представителем «жёлтой прессы» Черендеевым, выслушивает отповедь от матери юной дамы своего сердца, вступает в классовую полемику с представителем «красных», в также ходит в гости в местному философствующему изобретателю Кузьме. Наслушается, бывало, этого лежачего на диване конструктора Боровицкий, насмотрится в фасеточные глаза его дивных изобретений, и… взлетит в воздух.

Да, впрочем, в Кузьме ли дело? Ян Карлович лишь находит в его словах подтверждение тому, что видит и чувствует в своих снах. А там не только смертельные газовые атаки в окопах Первой Мировой, там и видения иных реальностей, и полёты над Омском. И не только одинокие полёты, Полина, та самая дама сердца, тоже в них вовлечена, погружаясь в видения о Музыке Сфер, Гармоничных вибрациях и благословенных духами мест Силы. Эта психоделическая часть комикса и выполнена в соответствующей манере, балансируя на грани сна, галлюцинаций и истинных прорывов в надреальность. Конечно, эту мистику легко списать на моду того времени - чем тревожнее и неопределённее жизнь, тем сильнее человек тянется в непознанному, а перелом девятнадцатого-двадцатого веков стал великой эпохой эзотерики, когда даже солдаты и рабочие, не говоря уже об аристократии, крутили столы, читали мудрые трактаты и грезили о духовных прозрениях. Так что эта трансперсональность комикса придаёт ему, как ни странно, реалистичности.

Детективная же интрига выполнена стандартно-хорошо, в рамках классического сюжета про работу секретных служб. Финал, правда, накидывает на совесть главного героя чёрную вуаль сомнения… ну да ладно. Последние кадры, описывающие судьбу некоторых персонажей, явно намекают на судьбу самого Колчака, как бы замыкая омский круг зимнего насилия и доказывая, что всё в этом мире взаимосвязано. Наверное, даже предрешено и явлено знающим людям символами и намёками. Но давайте перейдём к другому главному герою истории. Омск Боровицкого - это «обычный провинциальный город, довольно уютный, со своей историей». Ешуков вот эту самую провинциальность, уютность и историчность отлично передаёт в рисунке. Дома, пристань с дымящим пароходом, здание Городской Думы, соборы, вывески с обязательной буквой «Ъ» в конце слова, ротонда, каланча, улицы… всё как будто с чёрно-белых фотографий тех лет, как и дамские наряды, и строгие мужские костюмы английского кроя. Также добавлены факты о городе, которые были известны всем местным в те годы. Например, упомянуты Любина Роща или Любинская Горка, названные так в народе в честь супруги губернатора Гафсфорда. В модном салоне Шаниной Боровицкий даже видел фотографии этой легендарной Любови и составил свое мнение о её красоте. Это мелочи, делающие историю более живой, даже если в ней есть мухи размером с человека, и кто-то летает безо всяких технических приспособлений.

Вещь для фанатов, собирателей комикс-редкостей и интересующихся. Самиздат, брошюра на скрепке, плотная бумага и хорошая печать. Формат А5, 44 страницы, тираж 50 штук, каждый экземпляр пронумерован вручную и содержит скетч от Ивана. Несколько страничек из жизни одного из главных героев российского авторского комикса… и я очень надеюсь, что грядущее переиздание это подтвердит в полной мере.