24 дек. 2025

Мнение: Подземелье вкусностей. Первый и второй тома

Не берусь утверждать, но мне кажется, что в основе данной манги Рёко Куи лежат два широко распространённых убеждения: «На свете нет ничего, что не смогли бы съесть азиаты» и «Нет такой темы, про которую не была бы нарисована манга». Но, может быть, всё было проще и мангака просиживала часами в компании друзей за партией в фэнтезийную настолку типа «Dungeons & Dragons». И где-то в середине игры, ощущая подступающее чувство голода, Рёко поймала себя на мысли о том, что зря они все отправились в очередной квест не захватив с собой еды, хотя бы «компанейских» чипсов и газировки. Мысль эта развивалась, в итоге приведя к выводу о том, что вопросам провианта в фэнтезийных приключениях уделяется катастрофически мало внимания: обычно все герои озабочены оружием, доспехами, магическими артефактами, лекарствами, амулетами и прочим лутом, а еда, то, что реально обеспечит им выживание в долгом приключении, тихонько оказывается где-то на дне вещевых мешков. А это неправильный подход, без запасов еды ни одна команда «приключенцев» долго не протянет. И это не единственная проблема. Что делать, когда всё-таки припасённая еда закончится? Как добывать пропитание, например, в темном лабиринте подземелий, где одни призраки, зомби и драконы на должности «босса уровня»? Особенно если стандартный «приключенец» подобным навыкам не обучен и может полагаться только на поваренную книгу, от которой в принципе очень мало толку в реальной жизни?

В целом, сюжетная основа «Подземелья вкусностей» и выглядит так стандартная партия в D&D c не менее стандартным набором персонажей. Но, прежде чем поговорить об этом, немного предыстории: однажды в одной из деревень обвалилась стена древней усыпальницы, оттуда вылез старец, поведавший о том, что под землей находится Золотое Королевство, заточенное там Безумным Волшебником. И тот, кто победит этого Волшебника, станет правителем Королевства. Понятное дело, что под такой вариант «One Piece» организовались многочисленные отряды искателей приключений, изрядно истоптавшие верхние уровни подземелья и устремившиеся в глубину. Ожидаемого результата пока достичь никому не удалось, но энтузиастов это не останавливает. Главные герои – как раз такие энтузиасты. Командует отрядом рыцарь Лаойс (молодой человек), с ним странствуют маг Марсиль (юная эльфийка) и мастер обезвреживания ловушек и открывания всевозможных замков Чилчак (полурослик, выглядит как ребёнок). С ними была еще сестра Лайоса, волшебница Фалин, но с ней случилась неприятность – её проглотил алый дракон. В последний момент она успела «телепортировать» друзей на поверхность, но все их припасы и экипировка остались где-то в подземелье. И теперь героям нужно снова отправляться в путь, на нижние уровни, но уже с пустыми руками и с пустым желудком. Зачем им туда идти? Мир этой манги, он… как бы это сказать… максимально читерский. В подземелье, например, очень сложно умереть и гораздо проще воскреснуть (в сюжете даже присутствует другой отряд приключенцев, с которым всё время случаются смертельные неприятности), так что есть большой шанс воскресить Фалин. Если дракон не начал её переваривать. На худой конец можно с помощью магии попробовать восстановить её из драконьих фекалий. Что, не слишком аппетитно для истории, в названии которой фигурируют «вкусности»? Привыкайте, неаппетитные вещи тут туже встречаются. Как и сложные моральные дилеммы, вертящиеся вокруг сомнений в том, можно ли есть то, что выглядит или очень странным, или вполне разумным?

Без денег и вещей у команды Лайоса есть все шансы сгинуть на первом же уровне, к счастью, им встречается дварф Сэнши, гений подземной кулинарии, умеющий не просто готовить из подножного материала так, чтобы было сытно, но ещё и вкусно. И вот с этой встречи и начинается основное действие манги: герои постепенно спускаются вниз по уровням в поисках дракона, исследуют подземелье и пробуют его опасных и странных обитателей на вкус. На мой взгляд, герои всё же чрезмерно зафиксированы на еде, и большую часть времени проводят не в битвах с хищными и порой потусторонними обитателями лабиринта, а в посиделках у костра с обсуждением нового рецепта. Рецептов здесь и правда завались и больше, хватит на увесистую поваренную книгу. Сэнши расскажет, что и как можно употребить в пищу, поделится опытом, покажет, как освежевать, порезать и пожарить/сварить, предупредит, если в приличном на вид «продукте» скрывается смертельная опасность. Короче, в этих знаниях тоже прослеживается элемент читерства, никуда от этого не деться. Рецепты подробны и обстоятельны, предлагают строго ориентироваться на заданные пропорции. С одной стороны, эти кулинарные фантазии выглядят прикольно и забавно. С другой стороны, зачем вам столь детальные инструкции по приготовлению того, что вы в жизни (к счастью) не увидите по причине «не существования» оного в нашей реальности? Ведь в подземелье водятся грибы с ногами (но без глаз, что отличает их от рязанских собратьев по мицелию), слаймы, хищные растения, гигантские скорпионы, мандрагора, василиски (это такой петух, у которого сзади откуда-то торчит змея)… и это только самое начало пути!

Сначала герои едят всё это неохотно, по понятным причинам, но быстро входят во вкус, весь Сэнши готовит так, что пальчики оближешь. В этом плане радует изобретательность мангаки, раз за разом любопытно переиначивающей классические приёмы и образы фэнтези в угоду своим кулинарным фантазиям. Например, по подземелью ходят живые доспехи. Казалось бы, уж их точно нельзя есть? Но Лайос, как-то очень быстро превращающийся в гурмана-экспериментатора, готов доказать, что доспехи – это консервная банка, внутри которой много полезного и вкусного. Только не надо думать, что весь этот «пир духа» достается героям легко, нет, прежде чем сытно поесть, нужно и посражаться, и подумать, нужно спасать свои жизни и демонстрировать смелость в бою. Ведь в подземелье полно и других искателей приключений. А ещё тут есть орки, их особо не поешь, но у них есть мотивация убивать людей без раздумий. Это как раз те самые закаляющие трудности, преодолев которые, герои, что называются, расходятся вовсю и уже начинают (хотя Марсиль дольше всех демонстрирует в некоторых случаях брезгливость и даже включает режим морализатора) замахиваться ножом, ложкой и вилкой на серьезных существ. Например, на самого Кракена. Или на келпи (волшебную лошадь). Или на русалок… нет, не на сладкоголосых ундин, заманивающих своим пением путников в пучину, а на их более рыбообразных сородичей. Чего уж говорить о живых лианах и плюще, эти вообще в качестве зелени и приправ выступают.

Этот путь на поиски дракона ради спасения девы кажется слишком прямолинейным, но уже во втором томе сюжет начинает усложнятся: в нём появляются новые персонажи (каждый со своим характером), новые опасности, новые локации, а перемещение в прошлое героев через флэшбэки позволяет лучше раскрыть их характеры наравне с опасными ситуациями, часто ставящими действующих лиц перед сложным выбором. К тому же сцены на поверхности пропитаны чуть ли не геополитическими интригами. В общем, скучно не будет. Добавьте сюда ещё простой и забавный юмор, и вы получите отменное блюдо, занимающее в меню место где-то в разделе «приключения и развлечения». Мангака однозначно прикалывается над утрированностью фэнтезийных стандартов и стремится добавить к ним, как к блюду, остринки или перчинки. Или даже сладости, лишь бы читатель, попробовав, сказал: «Ого, а это что-то необычное! Странно, но интересно!». Так и есть, ведь манга про еду и спасение королевства, притом, что без одного невозможно другое – это точно что-то новенькое. Как, например, сюжет о том, что можно перенестись в реальность волшебной картины и, конечно же, наесться там до отвала, заодно общаясь с давно умершими правителями и их окружением. Гурманские изыски зайдут не всем, но в этом тоже есть своя фишка.

Эта популярнейшая манга начала выходить на русском благодаря издательству «XL Media». Первые два тома изданы одновременно. Здесь твёрдый переплёт с двухсторонней (можете выбрать свой вариант) глянцевой и полноцветной обложкой, формат 130*200мм. В каждом томе есть бонусы, короткие комиксы «Беседы о монстрах», что-то среднее между программой «В мир животных» и кулинарным шоу. В первом томе 386 страниц, во втором – 378. Тиражи не указаны, книги отпечатаны в Китае.

https://xlm.ru

Craftum Сайт создан на Craftum