
Мультижанровость, один из самых востребованных трендов нашего времени, сполна проявляет себя в «Последнем слове мира» Чэнь Си буквально на каждой странице: Апокалипсис яркой вспышкой переплавляет вызывающую зависимость технологичность человеческой цивилизации в пустынный вестерн, живущий по очень простым законам вроде «живи и дай умереть другим», герои наследуют судьбы персонажей Клинта Иствуда и Куросавы, являясь при этом характерным «продуктом» киберпанка и биопанка, «Путь героя» проложен от обмана к прозрению, и всё это в итоге должно привести к возрождению мира, ради чего группа действующих лиц с обязательным Избранным отправляются из одной точки в другую, остро нуждаясь в условиях неспокойной реальности в надежных телохранителях, которым, однако, и самим не помешала бы защита. Кажется, ничего не забыл… а, нет, в отзывах на комиксы как нигде уместны причудливые и остроумные аналогии. Так вот, «Последнее слово мира» - это как если бы Миядзаки снимал сцены из «Звёздных войн» на Татуине, вдохновляясь упомянутым уже Куросавой и «Безумным Максом». Вот как-то так.

Киборг Хэйтун Ши бродит по пустынному миру, выполняя обещание, данное другу, вину за смерть которого Ши ощущает на своей совести. Да, у киборгов есть совесть, они тут вообще-то не сошедшие с конвейера механизмы, а люди, которые постоянно и необратимо мутируют, прирастая механическими запчастями. Точно также представители вида «духи зверей» превращаются в животных, с генами которых смешались их гены. Соответственно, ничто человеческое Хэйтуну не чуждо, он постоянно демонстрирует дерзкий характер, юморит, периодически тупит и совершает поступки, глядя на которые, условный «Скайнет» разбил бы свой цифровой лоб фейспалмами на миллиарды нулей и единиц. Можете представить себе ИИ, который забывает принять порцию пищи и начинает от этого загибаться в самый неподходящий момент? А Хэйтун – может, причём легко; но в этой нелепости и скрыто живое очарование данного персонажа. Короче, в один из дней похода (цели которого обозначены в первом и втором томах маньхуа) Ши начинает испытывать острую нехватку энергии. А где её взять в безлюдной местности, на пути к деревне Рог Антилопы? Хорошо, что по окрестностям, как говорят, перемещается «Ходячая мехакрепость», лавка, где можно прикупить столь необходимые аккумуляторы. Жаль только, что спутники Хэйтуна, Избранная Таотао, лама и воин Циншуй Ю (о нём стоит знать то, что он не переваривает Ши, и это чувство взаимно, что порождает массу взаимных подколок), живут в плену стереотипов и им кажется, что огромный краб – это подозрительно, а кучка беленьких барашков – это мило.

Мехакрепость, её хозяин (похожий на кого-то из компьютерных игр про Соника) и бараны-отморозки… Третий том сразу же выдаёт вам всё, что нужно знать о чувстве юмора Чэнь Си. И это чувство юмора отменно работает. Во-первых, бараны реально оказываются… ну, баранами. Во-вторых, они могут внезапно начать прыгать через забор, а Хэйтун Ши может начать проваливаться в сон, считая по привычке белых прыгунов. И это уморительно. При этом на протяжении всех первых глав третьего тома в голове вертится какое-то название из двух слов, что-то очень популярное… точно, «One Piece»! Словно порции абсурдного юмора автор и странных персонажей «ПСМ» черпал прямиком оттуда. Но маньхуа будет не только развлекать и веселить. По пятам Хэйтуна идут двое наёмников из Чёрной Восьмерки, группировки, олицетворяющей в этом мире зло. Сам Ши тоже является членом этой Восьмёрки, но его новым знакомым знать об этом необязательно. Так вот, эти наёмники далеки от гуманизма, предпочитают добывать информацию всеми возможными, но в массе своей максимально жестокими способами морального воздействия. Опасности подвергаются милые создания, которые только недавно встречали героев с теплотой и отзывчивостью, это подогревает драматический градус повествования, ведь тут приходится переживать уже за знакомых, симпатичных и очень человечных персонажей.

Между тем скрывать всю правду у Хэйтуна долго не получится. В деревне Рог Антилопы (обитают люди-антилопы, что логично, кавайные рожки на головах присутствуют в массовом количестве) ооооооочень не любят киборгов и ненавидят Чёрную Восьмёрку, так что Ши есть все шансы выбить комбо и сорвать джекпот. Деревней управляет госпожа Гуй Шэ, а она стоит горой за своих и за справедливость. Стоит горой буквально, ведь она – огромная женщина с развесистыми рогами и непобедимый воин. Очень жаждущая увидеть Хэйтуна валяющимся на арене для боевых соревнований. Самое время для бодрейшего сёнэна с выкрикиваем названий боевых приёмов и мелькающим перед глазами экшеном. Но неожиданно выясняется, что в этом мире лучше жить не силой, а правдой. Неплохая заповедь для постапокалиптической реальности, в которой, как нас приучили фантасты, правит жестокость и потребность в выживании любой ценой.

Помимо Чёрной Восьмёрки, существует здесь и её светлая противоположность, Белая Восьмёрка. Пусть вас не смущает лёгкая арифметика «8+8=16», типа, не так уж много персонажей запоминать, если что. В каждую Восьмёрку рвутся новобранцы, спеша занять редко возникающие вакантные места. И тут очень большой конкурс на одно место, приходится проявить себя в чём-то выдающемся. Например, в злодействе и жестокости. Кандидаты в Чёрную Восьмёрку продолжают ассоциироваться с персонажами «One Piece», особенно чувак, глушащий людей с помощью огромных колонок, которые он таскает на своём теле. Но этот растущий градус абсурда всё же оттесняет на второй план клиффхэнгер, возникающий в самом конце третьего тома. Кого увидел Хэйтун? Что за тёмная фигура вызвала в нём такой всплеск эмоций? Как тут не ждать продолжения?
Эта маньхуа – прикольная. Иногда достаточно одного подобного слова, чтобы описать всё сполна. Сюжет развивается стремительно, появляются новые герои (например, боевая девица с рогами Лин, тоже кандидатка в Белую Восьмёрку), старые раскрываются через проверенные временем и сотнями книг и комиксов ситуации. И это ещё полностью цветная маньхуа, что добавляет визуалу градус крутизны. Занятное приключение, полностью утягивающее читателей в свою реальность. Третий том, также, как и два предыдущих, выпущены издательством «Азбука». Твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 147*210мм, 240 страниц. Бонусом – портреты персонажей и их характеристики. Тираж 3000 экземпляров.