9 июня 2025

Мнение: Приключения Спиру и Фантазио. Рог носорога

Фантазио - репортёр газеты «Комарик», фанат быстрых и дорогих машин, автогонщик (его сердце отдано марке «Тюрботурбо» и это сыграет немаловажную роль в его новом приключении) и изобретатель, создавший фантакоптер, летающую штуку, которая могла бы помочь в борьбе с пробками. Казалось бы, чем не «Гений, миллиардер, плейбой, филантроп»? Но до этого уровня Фантазио бесконечно далеко, и тут уже сложно понять, неудачник ли он или просто такая судьба уготована ему художником Андре Франкеном. Об особом отношении Франкена к данному персонажу говорит тот факт, что все вышедшие пока что на русском языке истории этой серии комиксов начинались с того, что Фантазио получал неприятные известия, круто менявшие его жизнь. Вот и «Рог носорога» стартует с тревожного утреннего звонка, несущего герою весть о том, что его статьи - бездарная и скучная писанина, и что редакция «Комарика» больше не желает с ним сотрудничать.

Первым делом новоиспечённый безработный поделился своей бедой с лучшим другом Спиру, а заодно предложил ему план, как написать по горячим следам сенсационное журналистское расследование и вернуться в «Комарик» с триумфом: надо самим имитировать ограбление торговой галереи, а потом сделать из этого сенсационный материал по горячим следам. На закономерный вопрос о последствиях Фантазио махнул рукой и сказал, что уже написал чистосердечное письмо в дирекцию универмага и сообщил, что всё это задумывалось как шутка. Отличная идея, гарантирующая отсутствие проблем, просто удивительно, почему все грабители ею не пользуются. Надёжный, как швейцарские часы план во франко-бельгийском комиксе, разумеется, не мог пойти по задуманному сценарию. Сначала друзья, гуляя между обвешанных рекламными листовками (все надписи в комиксе переведены на русский язык, это добавляет иронии и позволяет поиграть в игру «Найди скрытый текст») дорогих ковров, выяснили, что в галерее они не одни. Затем встретили опасных бандитов и назойливую репортёршу «Комарика» (угадайте, чью должность она заняла), шумную блондинку Секкорин. Надо заметить, на протяжении всего комикса Фантазио реагирует на девушку так, что, выйти эта история в наши дни, он был бы подвергнут критике и массовой отмене: сначала парень не может понять, как девушка может работать репортёром, а потом отпускает шуточки на тему уготовленного ей места на кухне. Интересно наблюдать посредством старых комиксов, как менялась общественная повестка, отношения и социальные нормы.

Затем герои - уже в составе трио, где одна «треть» всё время стремится вырваться вперёд - оказываются втянуты в настоящую корпоративную войну, где основная битва разворачивается за секретные чертежи. Поскольку для подобных войн и целого мира мало, действие сначала переносится в Северную Африку (пропитываясь атмосферой первой части «Индианы Джонса» с шутками на тему местных уличных торговцев и реализуемых ими товаров, у которых находится масса вариантов использования по ходу действия), а затем выбрасывает персонажей посреди бескрайней африканской саванны. Тут живут «люди-дикари», по отношению к которым Франкен также беззлобно-ироничен, как и отец Тинтина Эрже, и точно также не забывает намекнуть на бремя белого человека. Так, Спиру вовсю вносит свои европейские порядки в африканский быт, запрещая местному охотнику убить грациозную антилопу. Действительно, что удумали эти будто бы намазанные ваксой дикари с огромными губами, кривляющиеся ровно так, как их изображали в чёрно-белых голливудских комедиях. Опять же, пример того, как быстро меняется жизнь и её правила. Но вот уже самое время спросить: «При чём же здесь носорог и почему он вынесен в название комикса?». Ответ: Спиру и Фантазио, верные своему слову, сами себе придумывают невероятное приключение, растянувшееся на многие месяцы и обернувшееся тем, что теперь по Африке бегают толпы носорогов с «золотыми» рогами, вызывая искренний восторг исследователей, открывших новый вид этих больших и агрессивных животных.

Надо отдать должное, Франкен умел сочинять простые, но весьма непредсказуемые сюжеты, позволяющие ему провести героев от ночного европейского универсама к бескрайним просторам Чёрного Континента. Плюс художник выстраивают свою собственную «спировселенную», в которой то и дело пересекаются не только персонажи, но и предметы (коптеры, гоночные машины, газеты), регулярно давая повод вспомнить про более ранние выпуски этой серии. Это интересно, а если и кажется наивным, то только в самом хорошем смысле. Четвёртый том «Приключений Спиру и Фантазио» вышел в издательстве «Мелик-Пашаев». Твёрдый переплёт, формат 290х217мм, 64 страницы, тираж 3000 экземпляров. Перевод Михаила Хачатурова.

https://melik-pashaev.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum