Цикл белорусской писательницы Ольги Громыко о ведьме Вольхе занимает довольно весомое место в юмористическом сегменте русскоязычного фэнтези. Премии, включения в разные списки «лучших» и «интересных», многочисленные переиздания, дополнительные тиражи и всё такое прочее, символизирующее успех у критиков и, что самое главное, читателей. Я, признаюсь, ни один из романов этой серии не читал (у меня сложные отношения с отечественным юмористическим фэнтези), но названия данных книг постоянно попадались мне на глаза на полках книжных магазинов и в различных рекомендациях. Но, уверен, что в издательский план «Alpaca» комикс, являющийся адаптацией самого первого романа цикла, попал как раз по большой читательской любви (также, как и «Страж» Пехова), это ощущается во всём: и в подходе к изданию, и в качестве книги, и в том, с каким вниманием это издание продвигается. Ну что ж, не знаю, как вам, а мне точно пришло время познакомиться с героиней этого цикла.
Зовут юную ведьму Вольха Редная (хм, ну вот эти игры с именами и аббревиатурами, наверное, и являются одной из причин моих сложных отношений с юм.фэнтези), она адептка восьмого курса старминской школы чародеев, пифий и травниц. Рыжеволосая девушка не то, чтобы такая уж и вредная, но характер у неё сложный, хулиганистый и независимый. Учителям точно с ней бывает непросто. Да, ещё она первым делом ломает четвёртую стену. Не знаю, чего там по курсам школы чародеев, восьмой – это много или мало, но однажды Вольху отправляют с настоящей дипломатической миссией в Догеву, долину, населённую вампирами. В долине завелось некое кровожадное чудовище (тут явно обыгрывается миф о Жеводанском Звере), предыдущие, более опытные дипломаты, скажем так, с ним справиться не смогли, так что идея послать девушку-студентку с даром влипать в разные ситуации кажется очень логичной и правильной. Прибыв в долину, Вольга знакомится с её обитателями, которые, да, вампиры, но крайне далеки от растиражированных образов Дракулы или Носферату, плотно застрявших в массовом сознании. У них есть крылья (небольшие, больше декоративные), но с кровью отношения у местных своеобразные и вообще, они очень похожи на людей. Вполне себе гостеприимные. Особенно местный правитель, молодой вампир Лён, странствующий по долине, знающий всех её обитателей и умело руководящий всем вокруг. Да, основной движущий инструмент всей истории – это отношения главной героини и красивого, благородного, умного вампира… немного попахивает «Сумерками», верно? Но Ольга Громыко и роман свой написала раньше, и вообще всю эту романтическую чепуху в духе западного young adult выбросила за борт повествования, сосредоточившись на более важных вопросах – как могут коммуницировать между собой представители двух разных рас, которые власть имущие всё время тайно или явно стремились поссорить в своих целях? Это ключевая концепция истории, отношения на границе «свои» и «чужие», попытки проникнуть за завесу баек, наветов и мифов, окружающую обычно тех, кто совсем не такой, как «мы». Вольха приезжает в Догеву с целым багажом «знаний» о вампирах – и ей придётся изрядно его пересмотреть. Кстати, крах вампирской мифологии в глазах простого человека, все эти фэйлы с чесноком и зеркалами, все эти кровожадные байки из «самых точных» трактатов древности, оказывающиеся отголосками извечного «у страха глаза велики» – действительно, отличные сцены комикса в духе юмористической фантастики, заставляют улыбнуться. Сама идея о том, что нужно лучше узнавать других людей/разумных существ, пытаться проникнуть в их образ жизни, отлично вписывается в гуманистические посылы современного общества, работающие, правда, только в фэнтези-романах, но это уже другая тема. В «Ведьме» это показано грамотно и мотивированно, при этом без угнетающей любые «иные» мысли однозначности.
На первый взгляд, нет ничего сложного, чтобы сделать комикс по мотивам. Текст – есть, сюжет прописан, осталось чуть подправить под формат и нарисовать. На эту ловушку мнимой простоты попадались многие, но только не авторы данной адаптации, сценарист Александр Кондратьев и художница Miollo. Хотя первое время рисунок кажется очень простым, в духе бюджетной анимации (про каких-нибудь милых пони или феечек) или даже вебтунов, а знакомство с главной героиней, несмотря на трагические обстоятельства её биографии, выглядит максимально несерьезным, это в итоге создает отличную, яркую атмосферу, как раз вписывающуюся в концепцию юмористического фэнтези и помогающую раскрыть характер героини – такой же непредсказуемый, как и пожар её рыжих волос. Вольха в начале – самоуверенная, чуть вздорная, местами реально вредная, при этом сильная, целеустремленная и умеющая находить выход из разных ситуаций. По мере продвижения сюжета мы видим, как некоторые её убеждения «облетают», приходят в негодность, это влияет на её мировоззрение. Картинка не становится мрачнее, всё также радует сочными оттенками, но всё равно, в нужных местах приходит чёткое понимание, что сюжет свернул в сторону чего-то более серьезного, чем избитая история об отношениях обычной девушки и «не такого» вампира. Лён, кстати, тоже интересный персонаж, он спокоен (хотя Вольха способна вывести из себя и его), может думать сразу о многом и о многих, заботится о вверенных ему судьбой соплеменниках, при этом в нём чувствуется что-то беззаботно-юношеское… что почти уже задремало навсегда, но тут появилась Редина. Между ними ощущается химия, не совсем романтическая, скорее, дружеская, и за этими процессами интересно наблюдать. И не скучно, хотя для окончательного изгнания этого неприятного чувства тут есть много забавных моментов, обыгрывающих штампы о вампирах и вечные проблемы «контакта цивилизаций».
Развиваясь, сюжет раскрывает тему Зверя и связанных с ним политических интриг, ставших причиной того, что Вольха оказалась в Догеве. Разумеется, парочка главных героев совместными усилиями разобралась со всеми заговорами и провокациями, продемонстрировав что «вместе мы можем больше». И в очередной раз подчеркнув главную мысль о том, что не надо бояться и верить замшелым байкам, а лучше попробовать всё разузнать и во всём разобраться самому. Плюсом к этому - симпатичная картинка, лёгкая атмосфера, добрая ирония и история, в которой, на самом-то деле, фэнтезийного не так уж и много. А вот чего-то простого, человеческого – хоть отбавляй. Так что, вот вам хороший, душевный комикс… может быть, чуть-чуть больше для «девочек». Формат издания 297х210мм, под стать европейским альбомам bd, так что все детали графики видны, и с размерами шрифтов никаких проблем. На форзацах есть обязательные (ну какое фэнтези без них?) карты, бонусами – эскизы персонажей и наброски обложек. 88 страниц, твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, тираж не указан. Разумеется, по «альпаковской» традиции, вы можете приобрести этот комикс в нескольких альтернативных обложках. Я считаю, что адаптировать отечественные фэнтези циклы в комиксы – отличная идея ребят из «Alpaca», они активно продвигают «русское bd» и делают это хорошо, с душой.