5 окт. 2025

Мнение: Райтеры. Том первый

«Райтеры» - первый большой проект популярной художницы Джо Котляр, который был нарисован на компьютере и в цвете, в формате, близком к азиатским вебтунам. Джо прославилась фирменным визуальным стилем, объединяющем (порой, правда, слишком уж буквально) красивых юношей, персонажей с разноцветными волосами, аристократичные костюмы и необычные фэнтезийные образы. Довольно оригинально, пусть иногда - особенно что касается внешности персонажей, -возникает ощущение, что Котляр вдохновлялась стилем Майка Оллреда, в чём лично я, будучи фанатом Майка, не вижу ничего плохого. Да и стилистика манги тут тоже даёт о себе знать.

В самом начале комикса некая героиня признается читателям в том, что она умерла, и продемонстрированные события не дают в этом усомниться. Ещё одна история про перерождение? Не совсем. Всего через несколько страниц юноша с красными волосами ломает четвёртую стену и объясняет, что читателей слегка ввели в заблуждение и это он главный герой комикса. «А не та тётка из пролога». И не некая госпожа Дарья, одарившая пару-тройку страниц готической эстетикой. Парня с красными волосами зовут Хэллок, ему двадцать лет и мнение о нём у разных читателей может сформироваться диаметрально противоположное - тут всё зависит о того, с какого ракурса они привыкли смотреть на мир. Хеллок является сыном создателя крупной компании, разрабатывающей охранные системы, и отец, разумеется, настаивает, чтобы наследник продолжил семейное дело. Хэллоку это дико не нравится, учёба ему тоже не зашла (поэтому он сидит в академе), всё вокруг вызывает у него скуку, и вообще, он хочет рисовать картины. Поэтому ведёт себя в двадцать лет как избалованная уникальная снежинка в режиме «Я не такой», т.е., доставляет отцу массу проблем. В один момент терпение отца иссякает, и он устраивает Хэлла на принудительную работу: каждый день двое охранников приковывают парня за руку к столу и выкладывают перед ним кучу документов компании. При том, что Хэлл без пяти минут гениальный хакер и эта «старомодное» копание в бумажках точно его доканывает. Так начинается скучный, долгий, местами мучительный (с одной рукой сложно почесаться в зудящих местах, а все остальное персонажа особо не волнует) рабочий день, завершающийся почти всегда одинаково: после того, как время, отведённое на бумажную волокиту, заканчивается и наручники отстегиваются, Хэлл сбегает. Вся эта сцена вызывает только один вопрос: а родитель Хэлла точно связан с охраной? Потому что его сын каждый раз сбегает через окно, и никому из security не приходит на ум не то, что закрыть его, но хотя бы постоять в нужное время под окном, чтобы поймать нерадивого наследника.

А вот сестра Хэлла Юзи наверняка радует отца намного больше. Золотоволосая красавица, предпочитающая стиль готической лолиты, учится на факультете этнографии археологического университета, на досуге читает «Легенды и мифы Древней Греции», участвует в исследовании по истории Византии. И эта немаловажная информация хотя бы потому, что именно в Византии в глубине веков появилось тайное общество Райтеров, защищающих людей и их муз от искусственных монстров-муз, созданных самими людьми. Да, в реальности этого комикса при рождении каждый человек получает в спутники не ангела-хранителя, а музу, вдохновляющую и направляющую его по жизни. Но бывает так, что человек вредит своей музе, сковывает её. Об этом Хэллу рассказывает незнакомец с голубыми волосами, пришедший забрать коробку с красками, которую оставил в подвале дома главного героя (напомню, непосредственный владелец дома всё еще зарабатывает деньги на охранных системах). А рассказ незнакомца подтверждается тем, что два молодых человека переносятся в некое пространство, где находится муза Хэлла. И она страдает. Несмотря на наличие в сюжете краски (при неправильной эксплуатации ей можно неслабо надышаться, тогда и не такое увидишь), вся история с музой оказывается чистой правдой, Хэлл освобождает свою несчастную спутницу, после чего получает от голубоволосого незнакомца поручение: найти Райтеров. Но как найти того, о ком слышишь первый раз в жизни?

Первый том «Райтеров» носит чисто ознакомительный характер, это понятно из его содержания, из того, как фрагментарно, из полунамёков и необъяснённых ситуаций сложен сюжет. Задача этих 160 страниц - создать интригу и удержать с её помощью читательский интерес. Что ж, с этой задачей Джо справляется, с поправкой на то, что это всё же история в формате «Young Adult fantasy» и у него есть свои, не слишком сложные, правила. В «Райтерах» появляется много героев, которые чаще всего так и остаются безымянными, а их действия никак не объясняются (как не объясняется подзаголовок «Колыбель отчаяния»), зато всё это происходит на загадочном тёмном фоне, подсвеченном модным городским неоном, обладающим какой-то мистической притягательностью. Между сценами может появится кадр с неким существом или человеком, глубокомысленно молчащим и смотрящим на читателя сквозь четвёртую стену. История Райтеров подана с помощью «закадрового голоса», она не очень информативна, но из неё понятно, что люди, и сами не до конца понимающие причины и предпосылки своих действий, сражаются с монстрами. Также во второй половине книги акцент с Хэлла смещается на его сестру, в спальню которой в лучших традициях готики пробирается импозантный молодой человек. То, что его зовут Пётр, можно узнать из галереи с эскизами персонажей, опубликованной в конце первого тома, но его внешний вид надолго засядет в вашей голове. Хотя бы из-за меховой шляпы со множеством опутывающих её ремней. Я думаю, художница либо изучала историю костюма, либо её эта тема привлекает, так или иначе, Джо умеет создавать необычные дизайнерские решения, над которыми косплееры, в теории (вдруг случится так, что «Райтеры» станут культовой вещью?), должны будут поломать голову - но результат должен получиться отменным, радующим глаз. И этот костюмированный бал в атмосфере интригующей тревоги, подкреплённой многозначительным пафосом слов, поз и действий - главное достоинство первого тома этого комикса. Недаром у Котляр ещё и очень красивый артбук выходил.

Вероятно, эта очередная история о тайном обществе борьбы со злом и о герое, которому суждено стать Избранным. Возможно, в дальнейшем история повернёт в другую сторону. Пока сложно сказать. Но заглянуть дальше в сюжет хочется… именно «заглянуть», потому что визуальная часть пока привлекает чуть больше. Городское фэнтези с расчётом на подростков вышло в издательстве «МИФ». Интегральный переплёт, формат 220Х150мм, в разделе с дополнительными материалами авторское послесловие, дизайны персонажей, чёрно/белые и цветные арты, на которых шикарные костюмы героев расшиты золотом. Красиво. Тираж 2000 экземпляров.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum