3 дек. 2024

Мнение: Rus-BD Избранное. Фэнтези

Вторая антология из «альпаковской» серии «Rus-BD. Избранное» посвящена жанру фэнтези и включает в себя работы как начинающих, так и маститых художников и авторов, а найти под обложкой здесь можно не только комиксы, но и иллюстрированные рассказы. Само по себе фэнтези состоит из различных поджанров, обычно выделяют классические варианты «меча и магии», тёмное фэнтези, современное, юмористическое, сказочное, средневековое, славянское и т.д. В местных сюжетах почти всё это присутствует (но порой в умеренных дозах), но в итоге создаётся впечатление, что большая часть альманаха отведена под истории с юмором и их производные.


В путешествие по запечатлённым здесь уголкам различных реальностей читатель отправится в компании проводника, он же персонаж двух историй Александра Куренкова и Сергея Авдеева. Зовут его Васко ла Гатто, и, хотя он с первых же страниц заявляет, что ничего общего с Котом в сапогах не имеет, по факту это он и есть: антропоморфный, говорящий кот в сеттинге бодрого такого средневековья, когда ещё вовсю жгут ведьм, а охотников за головами не сдерживают приказом «взять живым или мёртвым», можно сразу переходить ко второму пункту. Как раз этим охотником и подрабатывает Васко, состоя на службе местного шерифа. Что там у них с нанимателем за отношения, чем шерифу насолили лесные обитатели (не удивлюсь, если это Робин Гуд со своими товарищами) – в коротком вступлении нам не поясняют, дают лишь понять, что дело свое Васко знает хорошо, он ловок, смел, не чурается театральных выходов, и что некоторые животные повадки ему, вполне себе человеку, вовсе не чужды. А в закрывающем альманах комиксе рассказывается как, собственно, Васко стал обрёл кошачьи черты. Когда он был человеком, была у него одна особенность, от которой он мечтал избавиться. Помочь ему в этом могла только ведьма. Могла, но не хотела, хотя подобные вопросы всегда успешно решались грамотной мотивацией. Но старая карга в итоге оказалась хитрой и зловредной, поэтому герой результата, в целом, добился, но не совсем того. Зато может теперь гулять сам по себе по страницам комиксов и болтать с заглянувшими к нему читателями.

Надо признаться, что больше всего я ждал издания в печатном варианте «Былины» Ярослава Высоких; давно уже читал две главы этого комикса и мне он понравился. Не скрою, в первую очередь благодаря главной героине. Зовут её Василиса, она рыжеволосая красавица, носит очки, мило картавит, читает комиксы (в частности, первый том «Эххо») и является потомственным мракоборцем, тем, кто сражается с порождениями тьмы. Первая «Былина» поделена на две части, параллельно повествующие нам о прошлом и настоящем. Правые страницы демонстрируют то, как Василиса дошла до мракоборчества, это довольно мрачный и депрессивный, выкрашенный в серые тона сюжет о девочке, у которой сначала погибли родители, потом её взяла на воспитание бабушка, а потом в её жизни стали приключаться разные страшные вещи, сопровождаемые кровью и кишками. В серой гамме автор успевает раскрыть лор этого мира, поведать о давней истории мракоборцев и о том, что в этой структуре «богатырей» всё не так уж однозначно, в том числе хранит неприглядные тайны и семейная история девушки. Левые страницы повествуют о современных подвигах Василисы и представлены в ярком, летнем сеттинге, помещая героиню в белой славянской рубашке средь бескрайних полей, под голубым небом. В этой пасторальной безмятежности Вася должна сойтись с трехголовым змеем и несмотря на то, что кишок и крови в этом эпизоде тоже завались и залейся, удручающего впечатления эта жестокость не производит. Не исключаю, что всё дело в той самой рубашке, точнее в том, что под ней. Василиса – дама видная, Ярослав Высоких явно изучил динамику движений женской груди в боевых сценах, поэтому глазу есть, за что зацепиться, комикс вполне себе фансервисный. Да, тут присутствует ещё один главный герой, чёрный кот Баюн, верный спутник Васи. Несмотря на постоянную потребность жрать (в идеале – человеческую плоть, но сосиски из сельпо тоже сойдут) и ворчливый характер, данный фамильяр стал для героини незаменимым помощником.

Первая былина называется «Змий» и служит хорошей «затравкой», знакомит с Василисой и миром вокруг неё. Вторая былина называется «Речная песнь» и это уже полноценная история, в том числе и детективная. На одной речке русалки повадились топить людей. Любой бы мракоборец приехал, отыскал речных дев и без разговоров нашпиговал им головы магическими пулями. Но Василиса хочет разобраться в причинах агрессии и распутывает клубок мести и несчастной любви. Неплохой сюжет дополнен приятной атмосферой, будто приехал на лето к бабушке в деревню, а тут такое. Плюс неизбывный колорит глубинки, где местные бухают, женщины ходят в халатах, а дети курят в кустах и отчаянно пытаются показаться взрослыми. При этом нет ощущения «балабановщины», скорее, это версия «Каникул в Простоквашино» с элементами русских сказок (хотя оригинал тоже максимально фэнтезийный, там же говорящие и разумные пёс и кот есть) и программы «Следствие вели…». Есть ощущение, что «Былины» - центральный комикс антологии, вокруг которого собраны все остальные истории.


«Семя» Рашида Янова – чёрно/белый комикс без слов об огре, который жил один в пещере, пока однажды не посадил семечко, из которого вырос плод, внутри которого оказалось живое и нужное огру существо. Так Шрек стал матерью… в смысле, отцом дракона. Всё, конец. Чёрно-белый «Бракс» Andis`а и Kiru уже подзаголовками и коротким вступительным словом настраивает на серьезный, пафосный тон: «Цена расплаты», «Месть, о которой никто не вспомнит» и т.д. Молодой варвар Бракс скачет по степи в святилище древнего бога, чтобы вымолить у него помощи для свершения мести за убитую семью. И бог ему отвечает. Правда, лично я бы не спешил доверять богу, выглядящему как степная лиса-корсак, но взгляд Бракса затуманен отчаянием и гневом. Бог даёт варвару волшебный амулет, нужно только в нужный момент сказать волшебную фразу и активируются невиданные силы, с помощью которых можно победить любого врага. Бракс мчится в стан степных кочевников (скорее всего, это воины монгольского хана), врывается в шатёр, кричит нужную фразу и.... Участь Бракса незавидна, но стоит отметить, что его новый облик и возможности всё же оказываются эффективными: сначала враги умирают от смеха, потом просто умирают. Весь начальный пафос рассказа рассеивается в иронии и неожиданном финале. В «Отступнике» Даниэль Бобяков и Роман Шевердин представляют краткую фантазию о том, как бы выглядел «Сталкер» в сеттинге выдуманного средневековья, похожего на реальность «Ведьмака», только в русском варианте. В результате катастрофы появились изломы, порталы в мир Пустошей, населённых монстрами. Несмотря на опасность, нашлись и те, кто отправляется туда через порталы за ценным Чёрным Порошком и другими артефактами. Один такой сталкер приходит на помощь другому сталкеру. Но не слишком ли поздно? Мир Пустошей максимально суров, тут запросто рубят руки, а в заброшенном доме мельника поджидают монстры, достойные порождения стиля бади-хоррор. При этом не отпускает ощущение, что обо всём происходящем могла бы спеть группа «Король и Шут».

Александр Зеленков известен комиксом «Вещь покойника», который также издавался «Альпакой», в «Белом отрезе» он продолжает исследовать хтоническую сторону крестьянского быта. О подобных вещах, помню, мне в детстве рассказывала прабабушка, но там фигурировали рыбацкие неводы, чёрная кошка и существа, которым эту кошку нужно было продать в полночь на перекрестке за рубль. Было жутко, но эта жуть зачаровывала. Это ощущение проявляется и во время чтения «Белого отреза». Получивший наставления о том, какие подарки привезти из города жене и дочери, крестьянин отправляется на ярмарку. Ночью в дороге он встречает могильную бабу, приказывающую ему купить дочери отрез белой ткани. Опечаленный крестьянин обращается за помощью к старичку, и тот подсказывает, что ему нужно делать. Могильная баба – в одной руке у нее крест-голубец, в другой серп, а сама она похожа на богиню смерти Мару – идеальный кандидат для того, чтобы сделать ваши ночные кошмары ещё разнообразнее, чёрно-белый комикс пронизан ощущением липкого, иномирного ужаса, когда даже финальная сцена свадьбы не даёт расслабиться, словно намекая, что ничего ещё не кончено. И очень точно с помощью графических приёмов передана рыночная суета и шум, в визуальном плане комикс вообще крайне аутентичный.


Как сказано выше, помимо комиксов в сборник вошли два рассказа от отечественных мастеров жанра. Сначала кажется, что действие «Наследства. Битвы сумерек» Виталия Зыкова разворачивается в нашей реальности во времена покорения Кавказа, тут отряд солдат под командованием лейтенанта Лангдора Сардо ищет мятежника Ибрагим-бека, предводителя местных басмаков. Но из описаний и диалогов становится понятно, что это совсем другой мир, здесь есть тайные Братства, ведущие борьбу за власть и развязавшие Войну Башень, существует Искусство, местный аналог магии, и монстры оказываются совсем не сказочными. Вместе с геометром Логаем, мастером рун и арканов, лейтенант пускается в самоубийственную погоню… После чего Зыков уводит свой рассказ прямиком в «серую зону», где всё максимально неоднозначно: злодей может оказаться спасителем людей, а тот, кто защищает интересы Империи, способен обернуться чудовищем. Мне понравилось, как Виталий использует короткий формат, успевая через общение героев и внутренний голос Сардо выстроить убедительную картину этого мира, описать его иерархию.


Второй рассказ сочинил Алексей Пехов, называется он «Последняя осень». И осеннее настроение, связанное с меланхолией, угасанием и ощущением близкого упадка, пронизывает повествование насквозь. Сюжетная фабула, надо заметить, открывает большой простор для воображения. Есть некий Лес, в котором обитают все сказочные персонажи, от Колобка, Горыныча и Емели до Золушки, фей и муми-троллей с белыми зайцами и Алисами. Жили они не тужили, пока в их мир не пришли люди. Это было началом конца, в какой-то момент сказочные герои поняли, что больше им тут не жить и стали уходить из этого мира кто куда. Кот Василий, один из последних, кто остался, бродит по Лесу, слушает истории и наблюдает за тем, как всё движется к концу. Похоже местами на «Сказки» Билла Уиллингхэма, особенно сближает истории тема изгнания из родного мира.

Это, конечно, не повод сказать, что сейчас отечественное фэнтези выглядит именно так и его авторов интересуют конкретно вот эти темы. Скорее, это попытка как раз привлечь внимание к нашему фэнтези, которое действительно может быть разным, как заимствующим классические элементы жанра, так и пытающимся быть самостоятельным, базируясь на традиционных, фольклорных элементах. А формат комикса помогает этому жанру раскрыться в полной мере, ведь фэнтези – это фантазия, что-то необычное и, возможно, даже несуществующее… что, однако, вполне можно оживить с помощью ручки, пера, карандашей, красок и графических устройств. Плюс чуточку воображения. Как и в любой антологии, тут есть вещи центральные и проходные, в моих фаворитах, помимо Василисы и её кота, «Бракс» и «Белый отрез»; «Отступник» хорош, но пока больше похож на демо-версию, презентацию, из которой может развиться в нечто большее. Сборник издан в твёрдом переплёте с выборочной лакировкой, формат издания 168х190мм, на форзацах арты с героями рассказов. 176 страниц, тираж не указан. Часть тиража доступна с альтернативной обложкой.


https://vk.com/alpaka_comics


Craftum Конструктор сайтов Craftum