27 авг. 2025

Мнение: Рыцари сорока островов. Том первый

Отечественная комикс-индустрия всё ближе подбирается к Сергею Лукьяненко. Или это Сергей Лукьяненко всё ближе подбирается к отечественной комикс-индустрии. В любом случае, пока что получается взаимовыгодное сотрудничество с неплохим (если смотреть с точки зрения любителя комиксов и отечественной фантастики) результатом. Уже выходили графические адаптации произведений Сергея Васильевича в издательстве «Белый Единорог», а теперь и «Alpaca» выпустила комикс-версию первого увидевшего свет романа Лукьяненко «Рыцари сорока островов». Интересно, что изначально этот роман задумывался как пародия на произведения Владислава Крапивина, классика отечественной «подростково-приключенческой фантастики» (он писал «young adult» задолго до того, как это стало мейнстримом и делал это так, что на его работах выросло не одно поколение читателей, в чьих сердцах писатель смог зажечь огонь романтики), но что-то пошло иначе и «Рыцари» быстро утратили всякую пародийность, вместо этого задолго до международных бестселлеров предвосхитили «Голодные игры» с их кучей всевозможных вариаций на тему подросткового выживания в условиях дикого квеста/шоу/испытания. А заодно что-то взяли от «Повелителя мух» и задействовали прославивший Джорджа Мартина приём «герои умирают случайно и буднично». Да, всё это в романе, ещё хранящем дух советских книг про/для юношей и девушек.

За адаптацию «Рыцарей» взялись Александр Кондратьев (сценарий) и Владислав Писоцкий (художник), к которому буквально на пару страниц иногда присоединяются Аскольд Акишин и Кирилл Романовский. Сразу же за эпиграфом Крапивина, который был использован и в оригинальном романе, действие начинает развиваться очень быстро. Вот только-только главный герой Дима погрустил на тему, что лето выдалось паршивым, а уже некий незнакомец щелкает его на фотоаппарат и парень приходит в себя совсем в другом месте. В древнем рыцарском замке Красного Щита, окруженном со всех сторон водой. Его встречает Крис (англичанин, но хорошо выучивший русский, как и другие подростки «из-за рубежа»; такой вот фестиваль молодёжи и студентов), лидер живущих в замке мальчишек и девчонок, участвующих против своей воли в эксперименте неземной цивилизации. В этом мире есть сорок островов, на каждом свой замок, населённый похищенными с Земли подростками. Задача – защищать свой замок (а все они связаны между собой системой мостов, которые он нагревания в определённый момент времени расширяются, обеспечивая проход на вражескую территорию) от чужаков из соседних замков. В качестве оружия используются деревянные мечи. Для представителей поколения, делавшего бомбочки из селитры и поливавшего водой карбид, это не кажется такой уж сложной задачей, на словах – так вообще игра «Зарница» в пионерском лагере. Вот только в процессе поединка мечи становятся железными, превращаясь в холодное оружие, которым хорошо получается одно – убивать. Просто и без затей. И подростки так устроены, что готовы это делать с полной самоотдачей. Поэтому в первой же схватке на мосту Дима впервые сталкивается со смертью. Обыденной в реалиях здешнего эксперимента высших сил.

У этой жестокой игры есть цель: завоевать все сорок островов. Ребята из Красного Щита не завоевали пока что ни одного. У игры есть три важных правила, их категорически запрещено нарушать, за этим могут следить завербованные «предатели-стукачи», у которых есть мотивация так поступать. В общем, в первом томе комикса сюжет строится вокруг этих условий, постоянно демонстрируя, как герои, обычные мальчишки и девчонки, еще пару кадров назад делившиеся своими мыслями и мечтами, умирают от удара мечей. Самому Диме внезапно есть, что скрывать, и – так же внезапно, - в этом и есть основа его плана, который может всё изменить. Островов сорок. На каждом из них примерно по пятнадцать -семнадцать человек, плюс еще непонятно, сколько было до этого. Это где-то около 600-1000 подростков. И, по сюжету, получается, что никому до этого не пришла идея не воевать, а объединяться. Хотя… легко представить, что поставленным в суровые условия выживания подросткам это реально не приходило в голову, они восприняли то, что показалось им проще и понятнее – насилие, некая романтизация рыцарства, вокруг которой, конечно, постоянно маячит смерть… Но что такое смерть для тринадцати-пятнадцатилетних ребят? Нечто абстрактное. И рыцарская доблесть – вот она, воспета в книжках, фильмах и дворовой эстетике.

Вроде как Дима движется в сторону Избранного, того, кто готов вся взять в свои руки и изменить правила игры. При этом он не «мэрисью», у него вполне понятные переживания, проблемы, вопросы. Хотя с некоторыми сложными задачами он справляется походя, но тут больше демонстрация преимуществ советской школы физической культуры, когда нормальный пацан был всесторонне развит и мог без проблем перелезать по горизонтальному канату над бездной. Просто Дима очень быстро адаптируется к этой реальности и начинает выживать. Другие персонажи – а их довольно приличное количество, - стараются с помощью сценариста и художника запомниться читателям по максимуму. Прозвищами, внешностью, элементами прикида (один, к примеру, «косит» под героя-ниндзя из американского боевика), характерами. Нельзя сказать, что получается у всех, под конец, если честно, они упорно сливаются в одинаковую массу, из которой выделяется Крис, его лидерство несомненно. Финал первого тома – абсолют Крапивинской романтики, герои уплывают на судёнышке с названием «Дерзкий». И вроде бы понятно, на каких книгах эти ребята росли. Но тогда откуда такая обыденная жестокость? Новое время стучится в дверь (роман написан в самом начале девяностых) или проявляются вечные инстинкты?

Под обложкой Романа Сурженко, вызывающей ностальгическую тоску по иллюстрациям как раз из «тех самых» книг из далёкого детства (плюс ещё одежда на ребятах такая олдскульная, джинсы, свитер с белым воротом рубашки из-под низа и модные кеды «Два мяча»), наблюдается неплохой рисунок, представляющий персонажей и передающий в полной мере драйв и экшен поединков, которые из рыцарских обменов ударами мечами частенько перерастают в рукопашку. Эмоции героев, как мне показалось, показаны местами шаблонно, понятно, что стремились продемонстрировать противостояние «человечности» и «животных инстинктов», но чаще всего размахивающие оружием ребята выглядят как оскалившиеся варвары с картинок древнего фэнтези, пока девочки эмоционально заламывают руки. В работе колориста много оттенков красного кирпича, как ни странно, это визуальное решение отлично вписывается в атмосферу истории: мосты-кровь-стены замка-кровь-дрожащие огни свечей-кровь. По роману планируется в ближайшее время экранизация, и, если её создатели хотя бы возьмут в руки комикс и используют его в качестве шаблона для раскадровок сцен, проработки декораций и внешнего вида героев, у них получится как минимум что-то вменяемое. Сам же комикс как самостоятельное произведение вполне заслуживает внимания. Выпущен первый том издательством «Альпака» в твёрдом переплёте формата 297х210мм, с выборочной лакировкой на лицевой стороне. 64 страницы, из них несколько выделено под галерею эскизов персонажей и примеры работы над некоторыми страницами. Экшен-арты на форзаце и нахзаце. Тираж не указан.

https://vk.com/alpaka_comics

Craftum Сайт создан на Craftum