Перед вами обзор с сильным зарядом ностальгии по тем временам, когда по телевизору показывали «Сейлор Мун» (смотрели все, хотя мальчикам признаться в этом было не комильфо), люди только-только открывали для себя аниме со всеми его визуальными и сюжетными особенностями, господство гаджетов и девайсов над жителями планеты ещё не наступило и у них оставалось время на нормальное общение. Несмотря на то, что аниме «Сакура, собирательница карт» к тому времени – речь о середине-конце девяностых – до российских экранов не добралось и поэтому не попало в ранг «культовых сериалов детства», а о существовании этой манги было известно лишь крайне ограниченному кругу «элиты», эта история от студии «Clamp» («Рассказы о Сирахимэ») прямо-таки с первых страниц вызывает стойкие ассоциации с той эпохой. И дело не только в том, что перед нами классический образец набиравшего как раз в те годы (в том числе и благодаря «Сейлор Мун») жанра «меха-сёдзе», он же «истории про девочек-волшебниц». И не в стиле графики, присущем жанру. И не в сюжете. В «Сакуре» множество берущих за душу моментов, целиком и полностью принадлежащим «девяностым». Возможно, по этой причине они могут быть непонятными более молодым читателям, которые могут быть не в курсе, что такое пейджер, видеокамера, VHS и всё такое. Ничего страшного, сейчас всё объясним. А заодно разберёмся, что же это за карты, которые нужно собирать.
Чтобы не затягивать, авторши манги устраивают в первой главе молниеносную экспозицию, сразу представляя главных героев и саму суть истории. Сакура Киномото – ученица четвёртого класса начальной школы, весёлая и энергичная девочка, состоит в команде чирлидеров, любит музыку и физкультуру, не любит математику. Однажды в библиотеке ей попалась старая книга, открыв которую, Сакура выпустила на волю волшебные карты, созданные волшебником Клоу Ридом. Также к книге «прилагался» «зверь печати» по имени Кербер, сильное существо, по воле судьбы принявшее вид симпатичной мягкой игрушки, за которую ему, скрепя зубами (или что там у него) приходится себя выдавать перед окружающими, чтобы не спалиться. Кербер, быстро ставший Кер-тяном, объясняет (с сильным провинциальным акцентом, говоря, к примеру, «энто» вместо «это») Сакуре, что карты были не простые, а магические, они обладают силами разных стихий, у них свои особенности и характеры, так что неплохо бы их все снова собрать под одной обложкой, заодно предотвратив гибель человечества. Для этого у Сакуры есть специальный посох, заклинания и дар подчинять себе карты, поставив на них свою подпись «владелицы». Дело за малым – отыскать все карты. А они могут «чудить» в городском пруду, выдавать себя за призрака, принимать облик других людей или наводить на них морок. Сама Сакура может использовать силу уже найденных карт, например, ей частенько помогает сила ветра, присущая карте Windy, также девушка может летать благодаря карте Fly (все названия карт в российском издании пишутся по-английски).
Это что касается магических аспектов истории. Но не менее важная роль в сюжете отведена обыденным ситуациям из жизни школьниц, простым человеческим отношениям… которые вдруг оказываются не такими уж и простыми. Сакура живёт с идеальным папой, вынужденным воспитывать детей в одиночку после смерти жены, молодой модели. У главной героини есть старший брат Тоя, про которого Сакура может сказать только одно: он – злюка. Зато у него есть лучший друг Юкито, любовный интерес Сакуры, юноша, одна лишь улыбка которого заставляет её сердце биться быстрее. А звание лучшей подруги главной героини уходит к однокласснице Томоё, которая посвящена в тайну с собирательством карт и на любое действие Сакуры реагирует с восторгом и придыханием (чему есть одна причина). Томоё – дочь солидной бизнес-вумен, внезапно связанной непростыми отношениями с семейством Киномото. И эта близость к корпоративной элите в Японии, выбирающейся из кризиса с лопнувшим финансовым пузырём девяностых, превращает Томоё в обладательницу гаджетов, которые сейчас кажутся или совсем обычными, или уже перешли в разряд анахронизмов, а тогда считались не меньшей магией, чем разумные карты, принимающие фэнтезийные и антропоморфные формы. Например, Томоё хочет каждый подвиг Сакуры запечатлеть с помощью видеокамеры (кто автоматически пропел песню из заставки программы «Сам себе режиссёр», тот молодец), записывая всё на VHS-кассету, самый распространённый тогда носитель. Также девочка приносит в школу пейджер и совсем уж необыкновенное чудо – телефон, но не стационарный, а мобильный, который можно положить в карман. Сейчас это смотрится наивно и пробуждает массу положительных эмоций, тогда, наверное, было чем-то из разряда фантастики, как боевые роботы или космические корабли. Вот тут «Собирательница карт» и атакует читателей постарше волной уютной ностальгии.
Совершенно не составит труда подобрать всего одно слово для описания этой манги. И это слово – милая. Нарисованная тонкими, изогнутыми линиями и полная самых разных цветов (имеются ввиду растения, сама то манга чёрно-белая), «Сакура» заряжает позитивом и душевностью. Все героини здесь восторженны, светлы и эмоциональны, но за два тома я ни разу не поймал себя на мысли «пожалуй, вот это уже чересчур», настолько здесь всё выверенно. В первом томе описаны идеальные школьные будни и не менее идеальные отношения в семье, хранящей, однако, некие тайны. Во втором томе, правда, у Сакуры появляется антагонист: в её класс переводится новый ученик по имени Сяолан и с порога заявляет, что ему всё известно о картах Клоу, он их тоже собирает и Сакура должна отдать ему свои. А ещё парнишка всегда появляется там, где есть Юкито (кстати, тоже максимально жизнерадостный, позитивный персонаж). Тут будет не лишним сказать, или даже - раз уж в наше время отношение к некоторым вопросам «слегка» поменялось, в том числе на законодательном уровне, - предупредить, что местами манга выглядит так, будто её создавали по заказу «Netflix». И часто эта история, начавшаяся публиковаться в 1996-м году, требует от издателей исчерпывающих пояснений внизу страницы, объясняющих действовавшие на тот момент в Японии законы и правила, касающиеся отношений и «возраста согласия». Без этого могут возникнуть вопросы, в том числе и к папе главной героини. В общем, тут все испытывают друг к другу чувства, демонстрируя все симптомы подростковой влюблённости, со всем её безграничным обожанием.
Что касается магической составляющей, то «Clamp» постоянно устраивают для Сакуры мини-квесты, в процессе которых она должна понять, что объявилась новая карта, определить её название и подчинить себе, чтобы в дальнейшем использовать её силы. А ещё на этих картах можно гадать. Мне всё же кажется, что экшен – это не то, ради чего стоит читать данную мангу, сцены действия тут не всегда понятны, они весьма поверхностно проработаны, в основном Сакура машет посохом, произносит заклинание и всё закручивается вокруг неё в вихрь, после чего появляется антропоморфное воплощение карты, напоминающие женские божества с японских старинных гравюр. Но, в конце концов, это волшебная история про девочек и для девочек, а уж с этим контентом авторши справляются профессионально. Светло, чувственно, романтично, максимально кавайно. А порой героини попадают и в забавные ситуации, не говоря уже о бытовых эпизодах, глядя на которые каждая девочка со вздохом согласиться «Да, все мы немного Сакура». Не отказывая всем остальным персонажам в обаянии, отмечу, что мой любимчик здесь всё-таки Кербер, в роли «фамильяра» и пушистого помощника он очень крут. В основу русского издания от «XL Media» легло «Anniversary Edition», поэтому тут у нас твёрдый переплёт с суперобложкой, украшенной тиснением из золотой фольги. Размер 130х200 мм (больше стандартного танкобона), а в каждом томике находится по одной карте Клоу. Есть цветные вставки. В обоих томах по 260 страниц, тиражи не указаны.