Достаточно посмотреть на современную схему Московского метрополитена, чтобы понять – все шуточки о том, что разноцветные ветки метро скоро раскинутся по всей стране и даже за её пределы, не столь далеки от реальности. И, если честно, это круто, метро очень удобный, быстрый и безопасный в целом вид городского транспорта, один из символов развивающегося мегаполиса. Но, так повелось, что со всем, что уходит под землю и там бурными темпами развивается-расширяется, у людей связаны разные глубинные, простите за каламбур, страхи и опасения, обрастающие байками. В девяностые-нулевые активно пиарились т.н. диггеры, появлявшиеся на экранах телевизоров чуть ли не чаще первых лиц страны исследователи подземных коммуникаций, снабжавшие поверхностное население рассказами о секретных ветках, заброшенных станциях, двухметровых крысах-мутантах и всякой аномальщине. Позже один писатель-иноагент сочинил бестселлер в жанре «постапокалипсис», где метро стало единственным пригодным для жизни местом, после чего к подземке надолго прилип шлейф чего-то мрачного, тревожного, но, при этом дающего какое-никакое укрытие. В общем, метро – это отлично, но у него есть свои тайны, своя атмосфера, полная загадок.
В метро XXII века, раскинувшееся от Москвы до самых окраин (тут уже задействованы станции Нижегородско-Мурманской линии, чего уж о Питерской говорить), отправляются юные герои комикса «Сайт-о-Полис» Анны Аносовой и Константина Комардина. Об этом комиксе вы наверняка что-то слышали, т.к. он был издан в 2004-м году и получил широкую известность в узких (по сравнению с нашими днями, хочется верить) кругах любителей нарисованных историй. Сейчас же эта работа вновь переиздана Евгением Нитусовым, на этот раз в твёрдом переплёте. Позволю себе ещё одно лирическое отступление: в те годы был очень популярен жанр «киберпанк», пусть он уже неслабо отставал от реального развития технологий, когда бешеными темпами эволюционировали смартфоны и компьютеры, становясь доступными всем, как и Интернет. Тогда ещё не улеглась волна, поднятая фильмом «Матрица», на который, кстати, в данном комиксе есть прямые отсылки. А визуально работа Аносовой и Комардина встречает своих читателей городскими техногенными пейзажами, летающими машинами и экстравагантными костюмами, которые в целом напоминают причудливый мир «Пятого элемента», культового фильма тех лет. Короче, «Сайт-о-Полис» - не только футуристическая фантазия, это ещё и отражение целой эпохи с её кумирами, образами и идеями. Я, например, нисколько не сомневаюсь, что герои «Сайт-о-Полиса» - это проекции, заложенные в сознание тогдашних школьников дико популярным журналом «Хакер».
Школьные будни Макара и Юльки, их кислотные прикиды, словно «стащенные» со страниц ещё одного периодического культурного флагмана под названием «Птюч», в целом убеждают в том, что авторы комикса с развитием (или деградацией) молодежи угадали, современность это подтверждает. Вместо уроков – экзамены ненормативной лексики, тотальный сленг (на фоне нынешнего попадающий в категорию «ещё цветочки»), шум, гам и отсутствие дисциплины. При этом Макар и Юлька не праздно шатающиеся балбесы, у них есть большая киберпанковская Мечта: добраться до Диспетчера и узнать все его тайны. Много лет назад система управления местной Метросети была передана этому самому Диспетчеру, управляемому виртуальной матрицей компьютеру, который сначала работал без сбоев, но в один момент закрыл доступ к системе и подчинил себе всё управление. А для устранения проблем в виде людишек компьютер создал армию Чистильщиков. Где находится Диспетчер – никто не знает, он стал городской легендой номер один. Макар и Юлька спускаются в метро, встречают диггера по кличке Капец (закономерно вонюч, но дружелюбен и знает путь к заветной цели), робо-собаку, которой пересаживают сознание тамагочи, и вот в такой компании… оказываются в эпицентре военной операции по подавлению Диспетчера и его войска.
Стоит отметить, что Метросеть с её тёмными туннелями, разветвлением путей – полноценный персонаж комикса. Можно сказать, почти что живой. И это метро прямиком из диггерских баек. Тут есть туннели, обозначенные буквами «Ж» (жизнь) и «С» (смерть), по ним проносятся трансформированные горнопроходческие машины, ставшие идеальным механизмом массового уничтожения, попадаются жуткие монстры, а активная деятельность Диспетчера превратила подземку в многоуровневый город с мостами, переходами и подобиями зданий. По коридорам тут маршируют отряды Ликвидаторов, и пусть они выглядят как ржавые, заляпанные нечистотами из канализации списанные штурмовики «Warhammer 40000», их точно стоит опасаться. Но, по мере развития сюжета, возникает вопрос, кто больше опасен: «рабы» искусственного интеллекта или солдаты, посланные с ними разобраться? Армейские шуточки в стиле «Цельнометаллической оболочки» в наличии, местами действие напоминает «Взвод», а порой – пародию на «Взвод» в стиле «Горячих голов». Однако финальные события, когда возникает перспектива всё взорвать, как и планировалось изначально, заставляют вспомнить о «Сталкере» Тарковского. При этом события комикса представляют собой сплошное нон-стоп приключение, не делающее пауз и избегающее долгих разговоров, всё крайне динамично.
Путешествие героев, ставших центральными фигурами киберпансковского боевика, сопровождают фоновые выпуски новостей, из который читатели, собственно, и узнают предысторию Диспетчера и его создателя. Приём не новый, но всё ещё эффективный. Также авторы постоянно добавляют в кадры выдержки из сонника Захария Фрейдова. Например, если вам приснились боевые действия в метро, то в скором времени вы увидите слона в посудной лавке. И наоборот. На сюжет это никак не влияет, скорее, выполняет роль шуток в стиле «Русского радио» или приколов с последний страницы тогдашних газет, сразу под кроссвордом. Сонник как бы намекает, что комикс – он с юмором, при этом в нём есть место и для серьезных тем, он между всем этим уверенно и, я бы даже сказал, играючи балансирует. Стиль рисунка можно назвать анимационным, при этом он довольно сложный, изобретательный, насыщен деталями и просто стильный. Хотя к этому стилю нужно привыкнуть, тут много всякого "подземно-склизкого". Работа, о которой можно сказать «А ведь у нас была великая эпоха bande dessinée»…Ну, эпоха эпохой, а и по сей день «Сайт-о-Полис» предстаёт крепким комиксом в стилистике фантастической young adult, при этом с отсылками и шутками, заходящими и взрослой аудитории. Хотя те, кто его читал в начале нулевых, точно попадают сейчас в категорию «взрослые», и вот ностальгию никто и ничто не сможет отменить. Теперь есть возможность прочитать этот комикс снова. Или в первый раз. Твёрдый переплёт, альбомный формат, 56 страниц, тираж 1500 экземпляров.
https://vk.com/nitusov