Среди тех, кто называется шаманом, нет плохих людей. Такова жизненная позиция Ё Асакуры, главного героя манги «Shaman King». И свою уверенность в этом он транслирует всем, кто его окружает. И вот уже совсем другой персонаж утверждает, что и среди тех, кто любит горы, тоже не бывает плохих людей. А даже если кто-то и называет себя плохим, раскрывая душу перед своими детьми, втянутыми в долгую битву, так это в нём говорят эмоции и застарелые шрамы былых ошибок, так-то он тоже хороший человек. Как минимум, есть те, кто его таким считает, несмотря ни на что. Но что, если сам Ё, пытаясь вернуться в Битву Шаманов (на что его активно подталкивают не только невеста и друзья, но и враги), скинет с себя этот налёт человеколюбия и пацифизма и начнёт играть по правилам Битвы, которая становится всё более жестокой и бескомпромиссной, а её истинные цели выходят далеко за замки объявленных организаторами из индейского племени патчей правил? Последствия этого – в том числе, - можно наблюдать в двенадцатом томе «Shaman King».
В данный том входят оригинальные двадцать третий и двадцать четвёртый тома серии. И тут складывается ощущение, что мангака твёрдо решил перейти в режим «Один том – одно эпичное сражение». Так что первую половину книги мы продолжаем наблюдать за битвой Ё и Ко с Големом, который больше всего похож на боевого робота из аниме. Големом сначала управляли брат и сестра Редсеб и Сейрам, которыми двигала исключительно жажда мести. Теперь Редсеб переметнулся на сторону Ё, который его, говоря языком военных сводок, распропагандировал и сделал своим очередным другом, а в Сейрам вселился дух их отца, Камеля Мюнцера, который мёртв, но всё равно больше всего на свете хочет победить в Битве Шаманов.
Кстати, интересный момент: в одном из эпизодов этой битвы героев подальше от неминуемых неприятностей уносит… огромная медсестра с крыльями и со шприцом в руках. Сцена максимально сюрреалистическая, но, глядя на неё, можно вспомнить о том, что во многих славянских сказках героям на помощь приходила (или наоборот, предвещала им беду) птица Гамаюн, сказочное создание с головой девы и крыльями, тесно связанное с раем, высшими силами. И мне почему-то кажется, что создатель этой манги Хироюки Такэи об этом мифе знал и вот так его оригинально интерпретировал. Хотя остальные шаманские мифы в своей истории он транслирует с меньшими изменениями. Например, в разгар битвы с Големом сразу два ключевых персонажа получают незабываемый посмертный опыт. Один встречает бодхисатв, великих Гандхар, существ с неиссякаемыми запасами фурёку (уверен, что это обстоятельство ещё сыграет в сюжете важную роль). Другой открывает шаманизм мезоамериканских культур. Несколько вольно соединяя разные элементы истории и мистицизма составляющих эти культуры племен, Такэи помещает в эпицентре битвы «небесный град» Мачу-Пикчу, а также использует гигантские, реально существующие (не только на этикетках бутылок с текилой) каменные головы племени ольмеков. Шаманизма в манге становится всё больше, его мистическая составляющая теснее сплетается с буддистской традицией. Оно и верно, всё в этом мире взаимосвязано.
Если бы Ё упрашивали вернуться в Битву только его друзья, он, быть может, и не стал бы этого делать. Хотя, если за дело берётся Анна, его невеста, то она точно уговорит/уломает, пусть даже путём увещеваний, переходящих нередко в публичные унижения. Но когда в дело вступают враги, да ещё и используют шантаж… Короче, во второй части Ё отправляется на корабль X-Laws, чтобы в бою отстоять своё право вновь участвовать в Битве. Ё, не мелочась, бросает вызов сразу всем бойцам, т.н. Ангелам этой организации, чем вызывает искреннее недоумение у самих противников и их капитана Марко. Но ещё большее удивление вызывает момент, когда Ё решительно отказывается от «дружелюбных» и «ненасильственных» методов и говорит, что теперь будет действовать как все, используя хитрость и коварство. И у него неплохо выходит быть как все; настолько, что даже его лучшие друганы понимают, что им очень не хочется оказаться с Ё на противоположных сторонах арены для поединков. Но понаблюдать за «другим» Ё и его новыми методами получается недолго, т.к. у Ангелов и у конкретно Марко появляется куда как большая проблема: сильный соперник, связанный с прошлым X-laws. Говоря проще, один из основателей этой команды. И пусть в пылу битвы Марко и его новый визави зачем-то облачаются в костюмы, которые больше подошли бы героям гачимучи, это не должно вас смущать (хотя нет, как раз эта сцена смущает, которую автор ещё и пытается серьезно объяснить) – впереди смертельный бой, от исхода которого зависит многое. Конечно же. Но об этом мы узнаем уже в следующем доме.
Растёт количество действующих лиц. Философия «Shaman King» обрастает плотью из мифов народов мира. На страницах сталкиваются архаика и технологии. А длительные бои – это ещё и повод поразмышлять, помедитировать и обратиться к воспоминаниям, столь же важным в мире шаманов, как и происходящие здесь и сейчас события. А ещё это повод поюморить, Чоколав, к примеру, жить не может без шутки. Буквально. Всё хорошо, но меня лично смущает продолжительность сражений – я специально не гуглю, сколько всего томов в этой манге, но уже гоню от себя мысль о том, что с таким подходом это может быть оооооооочень долгий сериал. Посмотрим, к тому же новые тома издательство «XL Media» выпускает довольно оперативно. Двенадцатый том вышел в твёрдом переплёте с глянцевой суперобложкой, формат издания 1300х200мм. 394 страницы, есть цветные вставки. Тираж не указан, книги отпечатаны в Китае.