20 дек. 2025

Мнение: Ситаро-кун. Первый и второй тома

Новое (относительно, конечно; так-то короткие истории про «проделки» данного персонажа выходили в Японии в журнале «Suspiria» ещё с середины девяностых) воплощение дистиллированного зла «по-азиатски»: упитанный пацанёнок с красными глазами и мелкими «рыбьими» зубами, ходит всё время в бейсболке, шортах и полосатой футболке. Может быть, эта «полосатость» служит отсылкой к Фредди Крюгеру. Или нет, но что-то подсказывает мне, что эти два персонажа если и не сдружились бы, то точно нашли, чем себя развлечь. Зовут паренька Ситаро и, на первый взгляд, он вполне обычный мальчишка: любит поиграть, иногда попроказничать, очень хочет найти себе друзей. Именно на эту обычность окружающие, в основном школьники и школьницы, охотно ведутся. Ну, согласитесь, прошли бы вы мимо, если бы увидели плачущего мальчика, который потерял старшую сестрёнку? Или если этот мальчик предложил вам то, что в обычной жизни вас очень увлекает? Вот и герои этих хоррор-рассказов не проходят мимо. Для большинства из них это становится фатальной ошибкой, связанной не только со смертью, но и с предшествующими ей физическими мучениями.

Первый том, описывающий «проделки» Ситаро, больше сконцентрирован на исследовании и деконструкции формата «городские легенды», здесь оживают (как правило, ненадолго) байки, пугалки и страшилки, которыми любят потрепать нервишки подростки, утверждаясь в компании себе подобных. В каждой мегаполисе, в каждой стране таких баек - миллион и больше, в Японии с их культом совместного сосуществования с потусторонним так вообще количество их неисчислимо, а изобретательности тех, кто их выдумывает, можно только позавидовать. Например, один из рассказов начинается с того, что подростки упоминают человека, у которого заскорузлые бинты вместо кожи, и который разъезжает на велосипеде. Казалось бы, бред, но после классического «поворота не туда» и попадания «не в те двери» группа подростков, сведя знакомство с Ситаро, начинает превращаться в подобных персонажей городского фольклора. И все это происходит в заброшенной больнице, где всё ещё работают медсёстры, способные дать фору своим коллегам из «Silent Hill». Автор всего этого, Сенно Найф (прославившийся, в том числе, мангой в стиле эро-гуро, но, сдаётся мне, на русском его работы вроде «Shojo Mandara» мы уже вряд ли увидим), сразу же даёт понять, что его очень интересует гуро, физические страдания и разные телесные трансформации. И ещё очень важный момент его историй: пассивное отношение персонажей к насилию и смерти. Обнаружение расчленённых тел одноклассников прямо у стен школы как-то даже не вызывает шока, все остальные подростки просто пересказывают эту новость, конечно, реагируя на неё фразой «Какой ужас!», но самого ужаса в их словах не ощущается. Ровно до того момента, пока боль и паталогический страх не станут частью их жизней.

Задействуется здесь распространённый сюжет о том, как некий человек, заключивший сделку со злом или просто случайно им выбранный в качестве «близкого друга» или «старшей сестры», получает шанс на исполнение своих желаний. Как обычно, у исполнителя этих самых желаний есть особое мнение на этот счёт, из-за чего чисто «по-братски» начинают гибнуть люди. Предсмертная записка школьника заманивает его одноклассников в здание школы поздно ночью, и да, тут может показаться, что Сенно Найф повторяет тот же сюжетный трюк, который только что, несколько десятков страниц назад, проделал с заброшенной больницей. Но в чём мангака не повторяется абсолютно точно, так это в способах умерщвления, подростки тут быстро превращаются в жуткие подобия наглядных школьных пособий по биологии, искусству и анатомии. Но, честно говоря, сюжет не то, чтобы предоставляет много поводов «наказуемых» пожалеть, присутствуют обстоятельства, делающие подобные экзекуции в чём-то даже понятными. Хотя от этого не менее жуткими. Есть здесь и рассказ о том, что делать, если вы случайно стали причиной гибели лучшей подруги, но никому об этом не сказали, а оттащили тело в кусты и спрятали (на всякий случай, так делать ни в коем случае нельзя!). В «лучших» традициях «Кладбища домашних животных» оказавшийся, как всегда, по близости Ситаро говорит: «Способ всё исправить есть!». В тех же самых традициях ситуация оборачивается нашествием агрессивных зомби. Если бы демонёнок Ситаро ходил в школу у него были бы друзья, перипетии следующей истории вызвали бы у них вопросы, ведь мальчики обычно агрессивно реагируют, если узнают, что кто-то из сверстников играет в куклы. Но друзей у Ситаро нет, а завести их он очень хочет, поэтому готов побыть немного кукольным мастером, лишь бы увлечённая своей коллекцией кукол девочка обратила на него внимание. Что же, надо отметить, что талант к кукольному делу у Ситаро заметен, его поделки выглядят очень реалистично.

Во втором томе мангака чуть меньше задействует классические хоррор-схемы и чуть настойчивее внедряет в свои истории элементы абсурда, после чего становится не столько страшно, сколько смешно. Достаточно сказать, что в одном из рассказов на посту злодеев, гоняющих вопящих от ужаса школьников, оказываются настоящий инопланетянин (конечно же, по заветам конспирологов препарирующий людей как лягушек) и Брюс Ли. А в «Роботе из плоти» Ситаро, забросив на время «девчачьих» кукол, осуществит мечты гиков, обожающих боевых роботов, у которых изнутри всё время вылезают какие-то пушки или световые мечи. Интересный факт - в одном из кадров Сенно Найф вроде как предугадал грядущий хайп на «Человека-Бензопилу» за несколько десятилетий. Не менее абсурдной выглядит и «главзлодейка», под тяжелой пятой которой сформировалась группировка школьных хулиганов: эта дама без объяснения причин просто огромна, её подчёркнуто-белесое тело доминирует над всеми остальными.

После этих «странностей» мангака начинает препарировать базовые понятия: страх потерять близких (и здесь опять срабатывает зомби схема «Кладбища домашних животных», но не без элементов абсурда) и превращение в «зло» плющевых друзей беззаветного детства. Помните волну обожания Хагги-Вагги? А недавние фильмы про любимых сказочных персонажей вроде Бэмби и Винни-Пуха, из которых делали кровожадных монстров? Примерно этим занимался Сонно ещё в 1998-м, набивая плюшевые рты острыми иглами зубов. И это хороший повод окончательно попрощаться с детством. И, в то же время, вспомнить о том, что Ситаро, в общем-то – ребёнок, и ничто детское ему не чуждо. В одном из рассказов он приглашает случайных знакомых в новенький парк аттракционов. С предсказуемыми последствиями, напоминающие развитие какого-нибудь американского слэшера категории «B» про решивших развлечься подростков. Не менее «крутым» (с точки зрения Ситаро) времяпрепровождением станет посещение настоящего адского замка, с местными аниматорами (обезглавленные самураи, монстры в бинтах и что-то склизкое и большое, как рыба-людоед) время до смерти пролетит незаметно под аккомпанемент громких воплей.

Так почему именно такой детский образ выбран автором для воплощения инфернального зла? Наверняка из-за эффекта неожиданности, ну никто же не ждёт жутких пакостей от обычного «пухляша». С другой стороны, как это не сложно признавать, детям свойственна жестокость, иногда выступающая в качестве инструмента для познания окружающего мира взрослых (многие дети ради интереса отрывают бабочкам крылья или вырывают жукам лапки). Вот и Ситаро словно познает устройство японских подростков, часто заглядывая слишком глубоко. Наверное, в Аду на уроках «человековедения» получил такое задание и теперь прилежно его выполняет. Сборники хоррор-историй, в которых фигурирует Ситаро, взялась издавать «Фабрика комиксов». Отмечу, что у мангаки довольно характерная манера изображать персонажей, у них всегда вытянутая голова с очень острым подбородком. Пропорции из-за этого словно искажены. И почти всех действующих лиц связывает болезненная худоба. Пока что на русском вышло два тома серии, оба в твёрдом коленкоровом переплёте с глянцевыми суперобложками. В первом томе 176 страниц, во втором их 216. Тиражи не указаны.

https://comics-factory.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum