26 авг. 2024

Мнение: Снежный человек

Заявленная в аннотации ядерная катастрофа и глобальное вымирание середины XX века выглядят как типичная русская зима в постсоветской разрухе Брянской области, в Клинцовском районе. Если что, географические привязки к местности оставляет сам создатель данного комикса, Аскольд Акишин, взявшийся за историю о Снежном Человеке. Впрочем, так уж сложилось, что всё новорусское – оно, если приглядеться, всё ещё постсоветское, то тут Ильич посмотрит с постамента, то там мелькнут серп, молот и красная звезда на развалившемся, как и сама Страна Советов, тракторе в белом поле. По которому бредёт главный герой комикса. То, что это легендарный Снежный Человек, ясно должно быть не только из названия, на первых же страницах присутствуют отсылки к знаменитой видеосъёмке 1967-го года, сделанной Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином. Но на вид это, конечно же, большая горилла, биографию которой Акишин в своей лаконичной манере может пересказать на одной странице, наполнив этот коллаж воспоминаний и цирковыми сценками, и эпизодами из лаборатории, где над обезьяной проводились эксперименты, и дымом взрывов. Вся история в одном кадре. Но история эта получает неожиданное продолжение.

Комикс без слов начинается как постапокалипсис, в котором выживает разумная обезьяна. Она – точнее, всё же он – ищет пропитание по заброшенным домам, свободное время проводит у себя на квартире, бухая, куря и пересматривая фильмы про Кинг-Конга. Из этого могла бы выйти годная сатира на то, как быстро человек способен скатиться до уровня животного. Но затем появляются охотники на гоминидов с винтовками и роботами-гончими вместо собак. Роботы, кстати, представлены в разных, но всегда странноватых моделях, одна из которых похожа на подружку Wall-E из мультика. Логично, что охотникам нужен Снежный Человек в качестве добычи, но в результате взрыва того, что лучше всего, за неимением информации, описывается словами «какая-та штуковина», герой исчезает из этой унылой, честно говоря, реальности и начинает хаотично перемещаться между мирами. В которых правит геометрия во всём своем многообразии форм. Кажется, что весь смысл комикса в том, чтобы Акишин увлеченно заполнил его страницы черно-белыми кругами, прямоугольниками, квадратами – всем тем, из чего можно сделать монолитные конструкции, подчинённые строгим законам, и оптические иллюзии, запросто используемые как порталы между вселенными. Конструктивизм начала ХХ века, техника копирования Энди Уорхолла, психоделия Маурица Эшера и даже цифровое пространство современных QR-кодов, пиксельный арт и Микки-Маус из кубиков – всё идёт в дело, всё успеет мелькнуть перед взором летающего/бегущего персонажа.

Прорвавшись же через этот геометрический галлюциноз (очень эффектный, завораживающий), СЧ отправится пересекать более понятные реальности, так или иначе связанные с его «обезьяньей природой»: вот на ветках сидит Джонни Вайсмюллер, изображая Тарзана, а вот уже сам главный герой лезет, совсем как его кумир Кинг-Конг, на шпиль МГУ, отмахиваясь от атакующих его роботов. И все эту буквально через страницу, темп перемещений обезьяны и правда быстр. Чтобы прийти в себя, нужно посетить то ли в Бурятию, то ли в Тибет, где монахи дуют в трубы, крутят молитвенные колеса и медитируют. Придаётся этому полезному занятию и Снежный Человек – и кадр, где он погружается в медитацию, сидя внутри белой ступы, настолько лаконичен, стилен и крут, что первой моей мыслью было «Я хочу такой принт себе на футболку!». Но это не финал истории. Честно говоря, финал у неё требует, чтобы вы приложили фантазию и дали свою интерпретацию показанным событиям. Я же предпочту думать, что, переместившись в очередную «советскую реальность», где есть как роботяги с роботами, так и алкаши с «полотен» Василия Шульженко, герой принимает решение уйти от всего этого в далекое прошлое. Нет, размахивать костью как в «Космической одиссее» Кубрика он не будет, но след в истории планеты оставит. Графический. Предположу также, что он стал нашим далёким предком. Стали ли мы из-за этого более человечными или звериная природа начала ещё сильнее доминировать? Открытый вопрос.

Что вопросов не вызывает, так это графическая – она же самая важная – часть комикса. Издано уже много работ Аскольда, его имя неразделимо с историей отечественной комикс-индустрии, и его имя на обложке гарантирует эстетское удовольствие. Помимо этого, «Снежный Человек» даёт повод задуматься о разном, что тоже хорошо, нужно и полезно. Ну и отсылки, конечно же, в комиксах это немаловажная составляющая. В целом, добротная, философская и медитативно-экспериментальная работа мастера, хотя, вероятно, слишком «артхаусная» для любителей супергероики и всего такого. Издание от «Alpaca» увидело свет в твёрдом переплёте (230х157мм), в лаконичном томике 72 страницы без бонусов, тираж не указан. На стадии предзаказа были доступны экземпляры с вариантными обложками.


https://vk.com/alpaka_comics


Craftum Сайт создан на Craftum