За последние пару лет я стал большим фанатом Тулы Лотей. Меня завораживает её реалистичная графика, создаваемые ею женские образы, чуть-чуть с налётом ретро, очень эстетичные и необычайно красивые. Также я не прочь полистать истории, написанные и нарисованные Бекки Клунан, она точно одна из интереснейших комиксисток на данный момент. Так что новость о том, что у этих дам вышла совместная работа, была воспринята мною с большим воодушевлением, которое максимально дополнил синопсис этого комикса, гласящий, что большое внимание в нём будет уделено сну (одна из моих любимых тем). И вот, полное издание законченной мини-серии «Сомна» увидело свет на русском благодаря издательству «Комильфо», презентовавшему таким образом и своего нового зарубежного партнера, компанию DSTLRY, и попытавшемуся вновь вернуть моду на интегральные переплёты книг в нашей ортодоксальной комикс-тусовке. Как удержаться от такого подарка, позабыв про сон?
Женщины пишут о женщинах, об их нелегкой доле в условиях патриархата. И «Сомна» не исключение. Заодно сюжет возвращает нас к тяжелой, но очень уж лелеемой с печальным придыханием в феминистическом сообществе теме охоты на ведьм. Место действия «Сомны» - если не Салем, населенный приплывшими в Америку пуританами, то точно что-то очень близкое, по времени и по событиям. Правда, виселице здесь предпочитают старый-недобрый костёр, ведьмы, уличенные в порочных связах с нечестивым, эффектно горят, ветер уносит в небо трескучие искры, пепел и затихающие в приступах смертельного удушья крики. И этот метод «очищения нечестивых» вполне может намекать на то, что события происходят на самом деле в Англии. Так или иначе, временной период сего действа – точно середина-вторая половина семнадцатого века. Выявляют ведьм в небольшом городке священник и человек на должности «бейлифа», в изначальном смысле это кто-то вроде судебного пристава, но здесь ему выпала роль охотника на ведьм и, заодно, исполнителя приговоров. Зовут местного бейлифа Роланд и он очень ответственно, со всем пуританским фанатизмом и благочестием, подходит к своей работе. Замечая, что с его очаровательной, но явно им недолюбленной женой Ингрид творится что-то странное: ночами она стонет, издаёт «звуки» и порывается делать всякое-разное, что очень похоже на ублажение плоти. А за такое Роланд прямо в начале истории отправляет на костёр ведьму, обвинив её в том, что ночами она впускала в себя дьявола.
Ингрид – главная героя комикса, действие которого разворачивается в двух мирах: реальном мире и в мире сна. Визуальное воплощение этих реальностей Бекки и Тула поделили между собой. Лотей рисует женщин неземной красоты и невероятной сексуальности, делает это с кинематографической точностью, при этом размывая картинку, наполняя её тревожным мистицизмом красного цвета и добавляя даВинчевского эффекта «сфумато», подчеркивая нереальность, зыбкость происходящего. Из этой зыбкости в сны Ингрид проникает чёрный мужчина с красными глазами, не только шепчущий девушке что-то похотливое, но и настойчиво предлагающий ей открыться ему, познать свою собственную природу, которая порочна и ведома страстью. Клунан рисует «нормальную реальность» в более комиксовой манере, у нее много деталей, отличная динамика, исторический бэкграунд и масса действия, вот только главная героиня не столь красива, как во сне. Возможно, это намёк на то, что сама Ингрид видит себя как бы со стороны неземной красавицей в царстве Морфея. Это же сон, тут возможно всякое. Например, дуэт создательниц не может отказать себе в удовольствии добавить в комикс об опасностях мира сновидений отсылки на первую часть «Кошмара на улице Вязов» (та самая культовая сцена в ванной). И уж точно Бекки и Тула не собираются объяснять, откуда у жительницы маленького городка в семнадцатом веке современное кружевное белье.
Богословы давным-давно назначили женщину сосудом дьявола, это тянется ещё со времен Евы. Многие теоретики и практики даже точно указывали, через какое отверстие в этот сосуд входит враг рода человеческого. Эпоха, когда усмирение плоти, избегание естественных потребностей тела считалось высшим проявлением верующего, ничего не поделаешь. Поэтому в ночных видениях, плавно перетекающих из тревожности в жаркие моменты, руки Ингрид всё время тянутся к… скажем так, запретному входу в сосуд. Отчего комикс постоянно повышает градус чувственности и эротизма, пусть сексуальные сцены романтических отношений между мужчиной и женщиной всё же напоминают не фильмы для взрослых, а женские любовные романы формата покетбук. Хотя именно эти романы в полной мере отражают фантазии как их создательниц, так и читательниц, ищущих в этих страстных и долгих сценах свой вожделенный, сексуальный идеал. Так что, может быть, никакого «дьявола» во снах главной героини и нет, так проявляется неудовлетворённость её молодого тела, на которое муж Роланд если и обращает внимание, то чисто в «рабочем порядке». А, может быть и так, что женщины всё же изначально «порочны», в них осело древнее ведьмовство, не имеющее возможности проявить себя как-то созидательно и открыто. Конечно, виноват в этом патриархат, мужчины не спешат разбираться в этих вопросах, им лишь бы жечь.
Сюжетно «Сомна» не сказать, что оригинальный комикс. История попробует подкинуть пару твистов, тут будут убийства, измены и роковые страсти, но по итогу никаких «Вау!» эффектов, всё в целом ровно и предсказуемо. Хотя…помните, я написал, что в комиксе «реальность» имеет одно графическое воплощение, а «сон» - другое? Чтобы было понятнее, да? Так вот, ближе к финалу эти реальности начнутся перемешиваться, проникать друг в друга. Ингрид, попавшая в оборот «ведьмоборцев» из-за чужих тайн, начнёт хаотично прыгать из сна в явь, не понимая, где она и где её на самом деле поджидает красноглазый соблазнитель, а где – тоже весьма жаркий и пышущий алым цветом костёр. Я бы приписал этот приём идее о спасительном эскапизме, когда сознание, ощущая неминуемую опасность, уводит человека в бессознательное, где и безопаснее, и интереснее, и мечты с желаниями сбываются. Кажется, в финале Ингрид ныряет в этот «бессознательный сон» окончательно.
Комикс с шикарным рисунком, повторю это. И очень чувственный, пусть эту чувственность все клеймят здесь как нечто порочное. Образы здесь всё же превалируют над текстом и сюжетом, который до финала вполне предугадывается (костёр в начале – это прям универсальное чеховское ружьё). Но в целом, как «фолк-мистический и психолого-эротический триллер» «Сомна» достойна искренних рекомендаций, хотя бы потому что истории с подобной откровенностью до наших земель добираются всё реже и реже, массовая культура вообще стала какой-то пресной и бесполой, а жаль. В полном издании от «Комильфо» много бонусов: короткий комикс на ту же тему, о ведьме и ей осуждении-спасении силами любви, галерея черно-белых эскизов, зарисовок, раскадровок страниц. Масса вариантных обложек для всех выпусков серии от разных художников. Формат 185х240мм, на обложке выборочная лакировка и тиснение фольгой, напоминающее, что именно эта работа Клунан и Лотей отхватила премию Айснера. 200 страниц, тираж 3000 экземпляров.