20 авг. 2025

Мнение: Социальная непригодность

Подозреваю, что идея этого комикса Аринет и Ксении Кулагиной родилась из слухов о системе социального рейтинга, якобы введённого в Китае. Вроде как с недавних пор у каждого жителя Поднебесной формируется рейтинг на основе его поступков и действий, и чем он выше, тем больше преференций ему предоставляет государство. И наоборот. Информацией об этой системе были завалены все новостные порталы и выпуски новостей, но потом оказалось, что «всё немного не так», сами китайцы о таком не слышали, и рейтинги там больше связаны с промышленностью и экономикой, чем с обычными гражданами. Но идея оказалась живучей, трансформировавшись в страшилки вроде «цифрового Гулага». А тут ещё и сериал «Чёрное зеркало»… кстати, о нём обязательно стоит вспомнить применительно к «Социальной непригодности», комиксу, который мог бы стать одной из серий культового шоу. Или его российской адаптацией.

В мире (судя по всему, совсем недалёкого) будущего система социального рейтинга введена и чётко отлажена. И на заветные цифры нужно работать с самого детства, выбиваясь в люди и делая то, чего от тебя требует общество, установившее строгие каноны. В основном обществу важно формировать из людей карьеристов и потребителей, обеспечивающих циркуляцию денежных потоков. У вас высокий рейтинг? Отлично, значит вы много работаете и много зарабатываете, поэтому вот вам право жить в престижном жилом комплексе, вот вам карьера в топовой компании, вот вам материальные ценности и прочие блага цивилизации. Рейтинг болтается где-то на дне? Увы, но вы изгой без перспектив. Хотя… не бросать же вас, государство заботится обо всех своих гражданах, поэтому для «неприкасаемых» создана реабилитационная программа «Лабиринт», в формате квеста погружающая человека в смоделированный мир его собственных проблем и ошибок с целью пережить их заново. Это всё на словах. А на деле про «Лабиринт» ходят слухи, что оттуда никто не возвращается. Скорее всего, пропащих людей «стирают» из рейтинговой системы, проще говоря, утилизируют. Главного героя комикса зовут Александр и его рейтинг чуть выше «двойки», то есть, он максимально непригоден. Поэтому - люди в белом, укол в шею, бессознанка, планшет с заданиями и полное погружение в дни недалёкого прошлого, когда…

....Александр был идеальным членом социума, человеком с высоким рейтингом, всего добившийся сам. Директор крупной компании, богатый, перспективный жених, в общем, эталонный сын маминой подруги, предпочитающий не задумываться о том, чего всё это ему стоило. Идеальный пример навязываемого капиталистической системой образа «Человека, создавшего себя самостоятельно», а на самом деле обычного раба, понукаемого приказами «Надо!», «Должен!», «А что люди подумают?». Но расправивший плечи атлант Александр в один момент познает важное правило этой системы: ты никто, если не можешь обеспечивать её чёткое функционирование. И когда Александр на работе надрывает здоровье, сокращающиеся цифры его рейтинга дают ему понять, что в услугах слабых, не соответствующих высоким нормам граждан система не нуждается. Она переступила через него, как он и сам в погоне за счастьем переступал через других. Болезненное переживание, которое специалисты «Лабиринта» заставляют переживать Александра заново, вызывает у него бурные эмоции. Но уровень боли всегда можно подкрутить ещё больше. Например, отправить «исправляемого» в глубину детских воспоминаний, чтобы Александр осознал: он всю жизнь стремился подняться на вершину рейтингов (или, как ещё это называют, выбиться в люди) и потому, что не хотел быть похожим на своих родителей, и потому, что хотел им всеми силами помочь выбраться из нищеты. И помог, тут никаких претензий к персонажу нет. Но подкручивание «болезненных переживаний» опытными спецами приводит его к осознанию того, чем ему пришлось пожертвовать ради этого ещё в далёком детстве. Разумеется, это было самое светлое в жизни Александра: мечты, надежды и талант.

Заложенные в комикс идеи можно интерпретировать по-разному. В какой-то момент они могут восприниматься как классическое высказывание против Системы, с наивным месседжем в стиле «Верь в свои мечты и будь собой, всё обязательно исполнится!». Почему наивным? Да потому, что люди давно и безропотно приняли правила игры, навязанные социумом, частью которого они сами и являются, вот почему, за очень редким исключением, все те, кто в детстве мечтал точно-точно стать космонавтом, капитаном дальнего плаванья или великим музыкантом, либо берут ипотеку и пашут в офисе (если обобщать в терминах понятие «нелюбимая, но обязательная работа»), либо, так и не вырастя из своих мечтаний, занимаются дауншифтингом (или ищут просрочку в мусорке возле магазина). В другой момент «Социальная непригодность» обращается к теме ухода от реальности, эскапизма, у которого, как ни удивительно, тоже есть рейтинг: внизу - бутылка с алкоголем, вверху - идеальная симуляция, позволяющая «зациклиться» на лучшем моменте жизни. Что тебе нужно, выбирай. Опять же, всё настроено так, что симуляция при любом раскладе выглядит предпочтительнее.

Есть и ещё одна идея. Возможно, я придумал её сам, и авторы ничего такого не вкладывали в своё произведение. «Лабиринт» вроде как оказывает положительное воздействие, но попавших туда почему-то никто больше не видел. В финале истории даётся этому объяснение, но, на мой взгляд, оно чересчур уж утопическое. А что, если выходом из социального лабиринта с его довлеющими рейтингами и правилами является смерть, т.е. состояние максимального эскапизма? И слухи о «Лабиринте» оказываются реальностью, хотя и напоследок низкорейтинговым изгоям всё же дают возможность почувствовать себя счастливыми и нужными? Повторюсь, это объективное мнение, не претендующее на истину. Но тем, наверное, подобные истории и интересны, что допускают различные интерпретации. Поэтому и «Социальную непригодность» не стоит воспринимать просто как сеанс психотерапии в условиях (анти)утопии.

Что касается рисунка, то персонажи и интерьеры тут отрисованы хорошо, но стандартно, я бы сказал, в стиле Bubble. «Лёгкая смазанность» контуров словно выдаёт тот факт, что создавали их с помощью толстого, чёрного карандаша. Впечатляет работа с цветом, тут грамотно подобраны оттенки для передачи эмоционального состояния главного героя. Есть эффект ручной покраски. Немного не хватает фонов, им бы чуть добавить техногенности и футуристичности, или хотя бы более выраженной эстетики «стекла и бетона», чтобы подчеркнуть холодную обстановку утопичного общества потребления. Но, может быть, этот минимализм должен подчеркнуть несовершенство симуляции? В целом, это дискуссионный комикс, поднимающий темы, от которых практически невозможно убежать в нашей жизни (если бы не «Лабиринт»...). «Социальную непригодность» выпустило издательство «Alpaca» в мягком переплёте, в формате тпб размером 163х245мм. 136 страниц, пара из них отведена под примеры работы над отдельными страницами, демонстрируя этапы работы от черновика до финальной покраски. Тираж не указан, часть тиража доступна с альтернативными обложками.

https://vk.com/alpaka_comics

Craftum Сайт создан на Craftum