Если не знать предыстории происходящих событий и не ведать замыслов героев манги Харуко Итикавы «Страна самоцветов», то некоторые сцены, разворачивающиеся на страницах шестого тома, кажутся максимально жуткими. Наступает момент, когда и разумные самоцветы, и луняне, и обитатели земных морских глубин адмирабилис – все те, что когда-то произошёл от человека, - отправятся в Небытие. С точки зрения обладателя рационального мировоззрения – умрут, что плохо. С точки зрения последователя буддизма – развоплотятся, достигнут Нирваны, что хорошо. То есть, перестанут существовать с обеих точек зрения, но какова разница, да? Поскольку сознание так просто не отключить и не перестроить, сцены, в которых все здесь готовятся к Небытию, как раз и вызывают оторопь на психологическом и генетическом уровне. Но сами персонажи относятся к этому совершенно иначе. Чтобы вы делали, если б узнали, что ваше существование закончится ровно через двадцать одну минуту и эта не метафора? Луняне и примкнувшие к ним самоцветы немного сожалеют, конечно, что не все дела успели завершить, зато напоследок спешат отведать вкусной еды или спеть любимые песни. Находятся, конечно и те, кто испытывает волнение, но объятия Эхмеи и его фраза «Всё будет хорошо» помогают преодолеть неуверенность. В конце концов, в Небытие все отправятся с помощью молитвы, разве что-то может пойти не так?
Как обычно, чем дальше углубляешься в длинную серию манги, тем чувствительнее становятся описываемые в ней события к спойлерам. Вот и сейчас довольно сложно говорить о финале (?) «Страны самоцветов», поскольку именно на этих страницах раскрываются тайны прошлого и даются объяснения многим уже показанным вещам и явлениям. В связи с чем искренне рекомендую перечитать предыдущие пять томов. Уверен, в них вы отмечали моменты, казавшиеся абсурдными, добавленными непонятно ради чего. У меня даже были ситуации, когда после некоторых таких моментов я откладывал книгу в сторону, пожимал плечами и думал: «Ну вот и зачем это было делать?». Но Харука Итикава в итоге сводит все ниточки «абсурда» воедино, бережно сохранив сквозь тысячелетия описываемых событий, и демонстрирует их как составные элементы Очень Сложного Плана. Где главное место всегда было отведено Фосфофиллит. Героине, проделавшей путь от «бесполезного» самоцвета, у которого не было никаких обязанностей, сначала до жуткого демона уничтожения, а потом до уровня… Брахмы? Будды? Альфа и Омеги? Сложно ответить, но в любом случае её финальное воплощение можно назвать «Богом из машины», здесь эта концепция реализована в полной мере, пусть и не в той форме, которую предполагала древнегреческая драматургия.
Глядя на Фос, вы вряд ли узнаете в ней девочку в развивающемся платье из начала манги, ту самую, которая искала своё место в обществе самоцветов и пыталась быть нужной. Теперь она далека даже от антропоморфных форм. Фос – нечто «паукообразное», переливающаяся блеском различных самоцветов (да, манга чёрно-белая, поэтому данный элемент приходится додумывать) жижа, даже издалека кажущаяся ядовитой. Непонятно, что двигает её поступками, странная воля, выкристаллизованная в хаосе воспоминаний инклюзий, обитающих внутри неё (и тех, чьи части тел она в себя интегрировала), или операционная память того самого Плана. Вполне возможно, тут обыгрываются популярные теории о человеческом сознании, одна из них гласит, что нами управляет микробиота, концентрированная в пищеварительной системе, другая утверждает, что наши действия запланированы извне. И Фос, надо заметить, единственный здесь персонаж, на которого можно проецировать теории о человеке. Потому что она достигла уровня человека. Вот тут Итикава ставит людям неутешительный диагноз. Агрессия, злоба, ярость, склонность к хаосу – вот что нас определяет как вид. Да, мы можем создавать вещи, которые способны обеспечивать жизнью целые миры, и уничтожать их же, но гармония не входит в наш обязательный «жизненный цикл». Отсюда у Итикавы большие вопросы к эволюции. Нужна ли она, если в итоге всё обернётся страшной войной, где вчерашние подруги будут крошить друг друга на мелкие осколки? Или лучше пребывать тысячи лет в стагнации, на одном уровне, смирившись с бегом времени и ожидая Нирваны? Кто-то скажет, что это не настоящая жизнь, а её имитация. Да, именно играми в имитацию часто выглядят здесь действия лунян и самоцветов, всё очень спокойно, благоприятно и беззаботно. Стабильно. То самое понятие, которое в манге рассматривают и как великое благо, и как большую проблему.
Обитатели Луны всё же немножко эволюционируют, не стоит этого отрицать. Наверное, в них говорит коллективная память о людях, и они подсознательно пытаются быть на них похожими. Всё чаще в рисунок проникают элементы нашей современности, она же глубокая архаика по меркам лунян: то кофейня с мороженным выглядит совсем как в каком-то торговом центре, то в одежде возникают модели худи с капюшоном. Дайте им еще миллион лет, и они станут нами. И… всё разрушат? Пока лишь роль коллективного Разрушителя целиком отошла к Фос и она с ней отлично справляется, разбивая земные элегии самоцветов - когда все не нарадуются новой весне и бегут выполнять свои не меняющиеся из века в век обязанности, - натиском настоящей войны, которую только в силу физических и биохимических аспектов данной истории нельзя назвать кровавой.
Прибывая в поисках умных слов, придумал для шестого тома «Страны самоцветов» крайне удобное – на субъективный взгляд, конечно же, - определение: эсхатологическая меланхолия. Она пропитывает череду драм и откровений, как бы успокаивая чёрно-белыми застывшими пейзажами безлюдных миров и тихо шепча на ухо «Всё идёт по плану». Слово как элемент созидания и разрушения – очередной конструкт религиозного взгляда на Начало и Конец, - также представлено во всю свою мощь в этом реально сложном и максимально необычном (на фоне той манги, которую вы можете прочитать сейчас на русском) произведении, автор которого ещё и успевает порассуждать о такой философской идее, как одиночество Бога, его отстранённости от своего создания. Десять тысяч лет герои «Страны самоцветов» дают своему Богу, чтобы он достиг в полном отрешении от подруг, друзей, учителя и всех тех странных существ, населяющих Землю и Луну, необходимого уровня для того, чтобы произнести последнее слово. Последнее слово Бога – это вообще сильно, не поспоришь. После такого обычно остаётся только молчание. Надо заметить, что и логически, и с точки зрения философии последнюю главу шестого тома можно принять за финал всей истории. Ну а что там может быть ещё дальше? В шеститомник от «Азбуки» вошло двенадцать оригинальных томов, однако, если погуглить, то существует и продолжение, в ноябре в Японии вышел тринадцатый том. И это, надо признать, интригует меня теперь как ничто другое из мира манги на данный момент. Куда дальше вывернет Итикава? Что будет с героями? Покажут ли нам Нирвану, то, чего не может быть? Посмотрим.
Несколько развеять серьезный тон истории помогут юмористические стрипы в конце каждой из двух частей шестого тома. Сама книга по традиции издана в твёрдом переплёте и обёрнута в голографическую суперобложку. Формат издания 136х200мм, 392 страницы, тираж 10000 экземпляров.