Дзюндзи Ито уже вписал в историю ужасов одно женское имя – Томиэ, придумав девочку-вирус, иррациональное и завораживающее, хоть и смертельно опасное создание. Вполне себе достойное свершение как творца, ведь Томиэ смогла стать культовым персонажем, её можно обнаружить в фильмах, аниме, на обложках альбомов и даже на чьих-то телах в виде татуировок. Но маэстро хоррора решил не останавливаться на этом успехе и позднее взялся за серию коротких рассказов, в которых также фигурировала одна главная героиня, Мими. В отличии от Томиэ, Мими совершенно обычная девушка-блондинка со стандартным набором жизненных маркеров: уроки, поиски дешевого жилья в дорогущей Японии, симпатичный парень Наото, подруга Мисо…вроде бы ничего, что способно привлечь внимание. За исключением того, что Мими постоянно становится свидетелем мистических происшествий и необъяснимых явлений. Их в её жизни столько, что даже персонажи сериала «Сверхъестественное» сказали бы «Не, ну это уже перебор!».
На самом деле Ито не придумывал Мими. Однажды с ним связался его редактор и предложил взяться за мангу по мотивам серии книг «Син Мимибукуро», над которыми работали Хирокацу Кихара и Итиро Накаяма. Книги эти позиционировались как сборник правдивых историй о встречах с потусторонним, включали в себя подлинные свидетельства очевидцев. Из этой идеи могла получиться бумажная версия передач канала Рен-ТВ, если бы редактор не попросил у Ито нарисовать «запоминающуюся героиню», и сами авторы «Син Мимбукуро» не передали Дзюндзи своё послание, гласящее «Переделывайте, как душе угодно!». А у Ито, сами уже знаете, что обычно на душе и в голове. Поэтому получилась мини серия хорроров в лучших традициях мангаки: страшно (местами реально жутко, и это состояние Ито по-прежнему умеет вызвать всего одним, мастерски нарисованным кадром), иногда иронично, фантасмагорично. У «Син Мимибукуро» была концепция «загадки, таящейся в повседневности»; Дзюндзи довёл эту концепцию до абсолюта. В очередной, впрочем, раз.
Есть здесь совсем короткие истории, в которых, разумеется, никто ничего не станет вам объяснять. Эталонное столкновение с неизвестным. Или с неизбежным. Например, в открывающей сборник «Столпнице» Мими и её парень видят неприятную фигуру, застывшую на столбе линий электропередач. Когда фигура спускается пониже, от её вида хочется орать. А в финальной истории Мими вечером видит на просёлочной дороге тёмную фигуру, в которую превращается тень от информационного стенда. Вроде бы мелочь, обман зрения и иллюзия… вот только я теперь ещё долго буду вздрагивать от подобных «теней», настолько просто и выразительно – а, главное, реалистично, - изображён здесь ужас от осознания того, что ты не один и что-то есть рядом, с чем ты хочешь контактировать в самую последнюю очередь. В длинных рассказах эта тема подробнее раскрывается. Однажды Мими сняла квартиру в старом доме с очень тонкими стенами; настолько, что нужно постоянно выговаривать соседу, врубающему музыку. В этой ситуации кажется подозрительным, что в соседней с Мими квартире кто-то живёт, не издавая при этом ни звука. Пытливый ум главной героини подсказывает, что тут что-то не так и нужно срочно выяснить, что именно. Усиливается это ощущение встречами с соседкой в коридоре. Развязка «расследования» максимально странна и сюрреалистична (как будто ожил набор чертёжника или что-то в этом духе).
Однажды Мими с парнем гуляли по лесу. Надо думать, по Аокигахаре, потому что милый щебет птиц вскоре сменится совсем не милыми звуками, а на одном из деревьев молодых людей поджидал «сюрприз». Скорее, трагичный, нежели опасный, но вот только то, что выглядело как давно мертвое, проявляло активность. Ладно, конечно, это всё ветер и шевеление веток (прямиком за шевелением волос на голове), ничего такого, пойдём дальше. Сбежав от странной соседки, Мими арендовала квартиру в другом районе. Тут надо сделать отступление и сказать, что лично у меня благодаря манге Дзюндзи Ито в голове роятся вопросы к японским застройщикам жилья. Главный вопрос: «Да что с вами не так?». Неужели только жажда наживы заставляет вас строить дома с бумажными стенами или, как в данном случае, возводить многоквартирные сооружения прямо возле кладбища, чтобы жильцы могли, стоя на балконе, прочитать надписи на надгробьях? Не все надгробья повернуты «лицевой» стороной к жильцам? Ну, так это поправимо, каждую ночь со стороны кладбища будет доносится шорох и треск камней. В этой истории Ито подкидывает рациональное – пусть и максимально странное с точки зрения психиатрии – объяснение, которое вполне можно принять за правду.
«Побережье» - самый сложный по структуре рассказ сборника. Мими и Наото в компании друзей едут потусить на морском берегу. Сначала Мими видит на дороге ходячего утопленника омерзительного вида, что, однако, можно списать на то, что девушку разморило в машине и она задремала. Потом компания знакомится с официанткой в местном баре. Девушка по версии приятелей Мими симпотная, почему бы с ней не замутить. Кстати, она чем-то похожа на Томиэ. И рассказывает разные истории, и делает тревожные прогнозы. Конечно, летом на море всегда тонет много народу, тут статистика запросто уделает мистику. Но одно происшествие тянет за собой другое, а довольно избитый в хоррорах приём с проявленными фотографиями всё расставит по своим местам. То есть, запутает и напугает всех ещё сильнее.
«Чёрный человек» и «Алый круг», идеальные названия для городских страшилок, вроде классики про чёрную руку и гроб на колесиках. В первом случае под опеку Мими попадает маленькая девочка, которую преследует по ночам кто-то очень страшный. Ничего плохого с девочкой, впрочем, не происходит, просто она по утрам оказывается испачканной сажей. Мими и её родня должна выяснить природу происходящего, для чего понадобится помощь синтоистского монаха-экзорциста. В другой раз Мими вдоволь наслушается от подруги историй про старый дом её семьи, где пропадают родственники, а на стене в секретном подземелье есть растущее алое пятно. Ито заманивает читателей также, как Мисо заманивает Мими в это подземелье - старыми байками, в которых фигурирует «пустой дом», «семейная тайна», «исчезновения» и «что-то жуткое тут происходит», но в итоге история переворачивается с ног на голову и снова получает рациональное объяснение… которое также легко опровергнуть, оставшись один на один с мистической загадкой.
В «Страшных историях Мими» есть бонусная история, в которой Мими никак не фигурирует. Просто ещё одна страшилка от Ито. Хотя… какое там просто. Сюжет быстро преодолевает дистанцию в несколько десятилетий, показывая, как пережитый в детстве ужас преследует на протяжении всей жизни. Героиня рассказа – молодая девушка, работающая в фирме, занимающейся организацией страшных аттракционов в парках развлечений. В основном собирает и развозит по объектам жуткие резиновые куклы, но однажды на собрании выступает с интересным, не банальным (в мире «ужасов на продажу» это важно) предложением. Для которого нужен гениальный кукольник и «тот самый звук», который никак не желает воссоздаваться обычными, рациональными способами. Помочь в решении проблемы должна одна катастрофа, за которой, разумеется, потянется череда страха, паники и безумия. Образцовая «страшилка» Дзюндзи, хоррор-многоходовка с меняющимся сюжетом.
Казалось бы, многочисленные тома манги Ито подготовили ко всему. Но тут есть реально страшные моменты. Так что ценителям бегущего за ворот холодка и ледяных мурашек, а также тем, кто не боится спать без света этот сборник точно стоит прочитать/посмотреть. Ведь тут ещё и отличная, уже хорошо узнаваемая, реалистичная графика с налётом «ретро». Да и «хоррор-персонажи» визуализированы до жути убедительно. Сам мангака обращается к читателям целых два раза, в двух послесловиях, к раннему и дополненному изданию. Одно послесловие – текст, другое – стрипы с самим собой. Издание от «Фабрики комиксов» вышло в твёрдом переплёте с глянцевой суперобложкой. Арты на форзацах и на самой обложке (отличные, кстати, эскизы для татуировок ), есть цветные вставки. 226 страниц, тираж не указан.