
Русский фольклор и связанная с ним славянская мифология в настоящее время находятся на подъеме популярности, превратившись в модный тренд. Сказочные герои проникают в фильмы и мультфильмы, книжные магазины завалены подростковыми и не очень романами про ворожей с колдуньями и про их мистические/романтические приключения. Впрочем, можно ли назвать это модой или следствием грамотной работы пиарщиков и маркетологов? Ведь, если подумать, эти самые сказки никогда и не были «не модными»: нет такого человека, который бы не вырос на сказочных историях, вынеся из них сакраментальное «Не бойся сказки, бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет». Родители читали нам, бабушки рассказывали… это завораживало, пробуждало воображение, создавало чувство сопричастности к чему-то древнему, к той самой Традиции, о которой, конечно, в года 3-4, лёжа под одеялом при свете свечи и слушая голос матери, особо не думаешь. Просто как-то ощущаешь её присутствие.

Это уже потом, лет в 12-13 пришло понимание, что родители нас на самом деле щадили и рассказывали сказки, из которых вся жесть была убрана редакторами издательства «Детская литература». И что сказки - это не только метафорические «Колобок» и «Курочка-ряба», не только фэнтезийное «Лукоморье». Многим свою тёмную сторону русский фольклор приоткрывал с помощью сборника Александра Николаевича Афанасьева. Не буду утверждать, что этот увесистый том был в каждой семье, но в тех квартирах друзей и близких, где мне приходилось гостить, на книжной полке он присутствовал. Так вот, в этом сборнике был целый раздел «Страшные сказки», которые отличались от остальных тем, что были реально страшными. Черти, покойники, оборотни лезли через книжные строки из тотального мрака, не давая больше никаких шансов привычным Бабам-Ягам и Кощеям нас напугать. Было страшно. И интересно. И сейчас я четко понимаю, что мне нравится этот тренд на славянскую, народную мистику и хтонь - тут столько необычных образов и сюжетов, что хватит на несколько поколений. Главное, не бояться, но и не гасить свет перед сном.

Собственно, сборник комиксов «Страшные русские народные БесПокойные сказки» - он ровно о том же, о тёмной стороне фольклора. Сборник вышел в Новосибирске небольшим тиражом и включает в себя работы местных художников, которых объединила любовь к сказкам и лаконичному монохрому. Открывает сборник «Лихо» Екатерины Аникэт. Заливая чёрным цветом даже гаттеры между кадрами, Екатерина касается вечной и в чём-то даже проклятой темы: что бывает, когда русскому человеку становится скучно. Как-то вечером сидели-скучали портной и кузнец, думая, чтобы такого им пойти и посмотреть, чтобы было интересно. Вспомнили о Лихе, которое может и образ молодой женщины принять, и чудовища страшного. Да, шансы 50/50, но двум мужчинам это показалось нормальным вариантом. Ночь, затягивающая мраком глубина лесной чащи, тёмный дом, гипнотизирующий тусклым огоньком в окошке… и уже через пару страниц топоры, обрубленные части тел и жуткая атмосфера. При этом повествование всё же какое-то рваное и не всегда понятно, что происходит. Но вывод очевиден, кто-то остался без руки, а город - без ценного специалиста. А Лихо и так было одноглазым, это же все знают.

«Липовая лапа» Евгения Биттирова врезается в память присказкой «Скырлы, скырлы, скырлы, на липовой ноге, на березовой клюке», по степени нагнетания ужаса это как «Раз, два, три, Фредди придёт за тобой», только вместо Фредди медведь, и дело происходит в реальности, а не во сне. Хотя на ночной кошмар всё очень похоже. Один мужик не стал терпеть, что хозяин леса ворует у него в огороде репу и смело вышел против Топтыгина с топором. Теперь у мужика в доме варится суп из медвежатины, а вокруг дома кто-то ходит ночью и скребется в стены. Наши предки медведя боялись и наделяли колдовскими силами, видимо, не зря. История эта с большим хоррор-потенциалом, но, наверное, можно было не использовать для леттеринга скучный Times New Roman, а взять что-нибудь поизобретательнее, вот вписаны же в кадры все эти звуки «Топ», «Скырл», «Бах», и это добавляет саспенса. В детском саду участие в постановке «Теремка» - это неизбежность и необратимость, как пенка на молоке, все через это проходили. Оно и логично, это понятная детям история о базовых вещах, да и с разными животными. Но Настя Данилова представляет свою версию «Теремка», в стиле той самой русской хтони. В тёмном-тёмном поле лежит выбеленный лошадиный череп, который пробегающие мимо зверушки используют в качестве домика. Мышка-норушка, лягушка-квакушка и так далее, вплоть до, опять же, медведя, символа хаоса и разрушения. Живые ли все эти персонажи изначально или череп для них что-то вроде переходного пункта в иной мир - вопрос дискуссионный; но вот версия о том, что череп, который наши предки вешали на забор или на дом, выступал в качестве защищающего оберега, в свете данной интерпретации сказки выглядит сомнительной. Хороший, тёмный рисунок, в нём есть какая-то призрачная нечеткость, неосязаемость, изменчивость форм.

«Упырь» Виктории Мухоморкиной - вполне себе сказочный «young adult», да и нарисован в манга-стилистике. На праздновании дня Андрея Первозванного девице Марусе приглянулся один молодец. И это было взаимно. Отношения развивались быстро, уже к концу праздника молодец предложил девице выйти за него замуж. Но в попытках выяснить, где живёт суженный, Маруся увидела то, что ей видеть было нельзя. И теперь романтика сменяется смертями в семье, ритуалами перерождения (которым учит, как ни странно, православный батюшка), ночными кошмарами и борьбой с нечистью, растянувшейся на несколько лет. Присутствуют ключевые элементы народного сказа - заговоры да клубок с нитками в роли компаса и предмета, позволяющего узнать неприятную, но правду. Местами «Упырь» жутковат в своей фатальности, в одном моменте удивляет резким переходом от одной сюжетной линии к другой с обратным возвращением. Хорошая история с немного детским рисунком.

В «Мёртвом теле» Евгения Козлова не обращается к теме мистики. Скорее, тут классическая история об очень своеобразном стартапе. Неуместная шутка в свете показанных событий, признаю, хотя здесь всё пропитано чернейшим, но всё же юмором. По крайней мере, случись подобное в наше время, это восприняли бы как остроумную байку. Кстати, само действие перенесено из давних времен куда-то в первую половину двадцатого века, когда уже по сельским дорогам грохотали машины, обгоняя повозки, 100 рублей считались большими деньгами, в округе жили попадьи, а милиционеры носили белую форму. Было у одной женщины три сына, по классике, двое умных, один дурак. После смерти женщины именно дурак, оставшийся из-за братьев без наследства, придумал, как ему монетизировать это скорбное событие. Рисунок, кстати, тут светлый, в чём-то даже безмятежный, описывает вроде как обычные сельские будни.

Сказка должна не только развлекать, но и поучать. Это усвоенный с детства урок. К сожалению, жизненные уроки многие постигают лишь на смертном одре, когда уже поздно. Один очень скупой человек в комиксе от художницы с ником Княжьи Хоромы сделал всё, что нажитое им богатство не досталось бесовщине (в чём-то даже симпатичной даме с рогами и копытами), но мораль такова, что тёмные силы приходят совсем не за златом и серебром. Теснота деревенских изб с закопчёнными стенами всегда вызывала у меня иррациональный страх, вот как раз эту обстановку художница хорошо воспроизвела. Финальная история сборника «Мать с того света» (придумал и нарисовал Вельветовый Негодяй) заходит на территорию постхоррора, модного жанра, одним из признаков которого критики считают «не очевидное зло»; тут за смерть и хаос отвечает не угадываемый с первых минут монстр, тут источником ужаса и беды может выступать кто-то очень близкий и понятный. В данном случае - мертвая мать, именно с точки зрения этой женщины мы наблюдаем за её семьей, и слышим её мысли о любимом сыне. Которого она, понятное дело, «Оставила не пойми на кого!». На самом деле, абсолютная жуткая вещь (что огромный плюс в контексте темы сборника), с одной стороны, вызывающая паранойю при мысли о том, что мы все находимся под «наблюдением», с другой - шокирующая идеей о том, что даже у самых близких и родных нам людей могут быть иные представления о «счастье» и «защите». Безысходно, мрачно и шокирующе, одним словом, отлично.

Такими видятся «БесПокойные сказки» новосибирским комиксистам, а теперь ещё читателям (немногочисленным, учитывая тираж в 300 экземпляров, но, будем считать, что это только начало). Вышел сборник при поддержке проекта «Сибирь на страницах». Твёрдый переплёт с образующим разворот цветным артом, 180 страниц. Есть страница с qr-кодами, ведущими на страницы всех авторов в социальных сетях, повод познакомиться.