Все люди мечтают быть свободными. Но вот что это за штука, понятие или субстанция такая - Свобода, представляют далеко не все. Если поразмыслить, углубившись в историю цивилизации, представляющих окажется чуть ли не меньшинство. Да и вообще, свобода сама по себе нечто абстрактное, то, что можно - когда это нужно и удобно, - трактовать и интерпретировать по-разному. Особенно если в пространстве свободы и противостоящей ей несвободы пересекаются интересы влиятельных людей и целых государств. Также история знает массу примеров, когда свободу путали с анархией или определяли её как доминирование своих «хочу» над потребностями других людей. Забывая при этом, что в любом нормальном обществе к правам «хотевших» прицепом следуют ещё и обязанности, регламентированные законом, который должен устанавливать и соблюдать порядок. На словах и, особенно, в философских трактатах и политических памфлетах всё просто и понятно: свободы, равенство, законы, всё взаимосвязанно и должно работать как часы. На деле… Ну, сами понимаете. Всё можно представить ещё и в виде весов, на одной чаше которых - те самые свободы, на другой - те самые порядки. И должно быть соблюдено равновесие. Но получается «либо/либо». В мире «Судьи Дредда», комикса, о котором пойдёт речь далее, всё разъяснено предельно просто и понятно на первых же страницах. Вот вам статуя Свободы, более чем выразительный символ. Вот вам статуя Судьи, символ Закона и Порядка. И эта статуя значительно выше творения Огюста Бартольди. Чтобы всем было понятно, что тут, в Америке, а, точнее, в Мега-Сити 1, доминирует. А как вы хотели? Бегать по улицам, совершать преступления и нарушать предписанные нормы? Или жить спокойно? Правда, спокойно всё равно почему-то не получается, то войнушка начнётся, то наркотики новые заполонят улицы, то граждане взбунтуются. Казалось бы, почему, что не так? Ответить на это, или хотя бы подвести читателей к размышлениям об этом, попробовали сценарист и отец Дредда Джон Вагнер и художник Колин Макнил.
Стоит вспомнить, что изначально вселенная «Судьи Дредда» создавалась как колючая пародия на Новый Мировой Порядок и гегемонию США, которые в совокупности почему-то всё сильнее похожи на фашизм. Жизнь подкидывала для подобных ассоциаций массу поводов и продолжает это делать по сей день. Правда, если смотреть на всё с позиции дня сегодняшнего и ровно с другой стороны земного шарика, всё оказывается ещё более неоднозначным. Но авторы здесь совершенно точно используют по полной весь символизм, который был заложен изначально в само это слово/понятие: Америка. Обетованная страна, рай на земле, территория свобод и возможностей, куда со всего мира стремятся попасть люди. Хотя, опять же, на первых страницах комикса одному такому искателю «американской мечты» суровый дядя в доспехах коротко и понятно объясняет, что с этой мечтой случилось и куда он может деть свои надежды и иллюзии. Но символизм так просто не убьёшь, он жив, хотя и принимает странные и даже радикальные формы. Америка - это ещё и имя героини комикса, дочери мигранта, девочки из бедных трущоб, той, которая хотела жить в свободной стране. А что значит «Свободная страна?». Это общество без тоталитарного контроля, без Судей, которые фанатично следят за порядком и карают всех, кто не вписывается в построенную ими Систему. Какие варианты борьбы с Системой? Протесты? Так их разгонят в два счёта. Остаётся… террор. Могучие кучки революционеров убивают Судей, Америка убивает Судей. За всем этим наблюдает друг детства Америки, влюблённый в неё Бенни Бини, свидетель, которому волей судеб (и не без наличия таланта) удалось оказаться по другую сторону баррикад. В той самой плакатной Америке богачей, куда все стремятся попасть, даже не замечая, что всем уже давно стали малы эти американские тёртые джинсы. Бенни - певец, миллионер, несчастный влюблённый, спонсор радикалов и исполнитель террористических актов. Вот судьба у человека… А, ещё он, собственно, главный герой двух из трёх историй, вошедших в этот сборник. Да, Судьи здесь, в том числе и знаменитый Дредд, далеко не на главных ролях, они - системный фон, реально обезличенное зло с точки зрения других персонажей.
Вагнер и Макнил на самом деле весьма прямолинейны в своей больно пинающейся сатире, которую при этом заворачивают в шикарно нарисованный комикс, и в плане действия, и в плане атмосферы чётко следующий традициям классического американского нуара. Но вот какая штука: в наше время хочется подстраховаться и переименовать эту «прямолинейность» в «тонкие аллюзии, которые каждый может трактовать по-своему». Мало ли что. Уж как-то слишком много пересечений с реальностью. Хотя комикс всё же чисто американский по своей сути, он вовсю использует (иногда на пафосно звенящей ноте, иногда с подколками) риторику, к которой все уже привыкли и даже от неё подустали. «Америка» - показушно демократический комикс, Судьи и Система, вся эта диктатура Закона есть порождения республиканского традиционализма и консерватизма. Хорошие люди - все демократы, ходят на митинги, скачут там за всё хорошее против всего плохого и так далее. И убивают. По только потому, что так будет лучше всем. Они же расскажут вам слезливые истории о гонениях и притеснениях. Можно рассматривать это как агитку демократической партии в стиле тех поделок, которыми заваливали весь мир Голливуд и Netflix в недавней президентской гонке в США? Да, можно, но авторы далеко не так просты и фиг в кармане у них хватает для всех. Жизнь вообще штука неоднозначная и тех, кто решил, что всё в ней понял, надо везти в психушку. Вот и Америка с Бенни не всё понимают, но оказываются втянуты в процессы, в которых понимание уже не важно. Важен символизм действия. Важно красиво упасть в стильном рапиде с американским флагом в руках у подножья Статуи Свободы, чтобы донести до людей свои (ну, тут скорее, чужие, но всё равно) идеи.
Называть это всё «аллюзиями» нужно ещё и потому, что «Америка» задействует темы и образы, которые ещё недавно не то, чтобы поощрялись, но точно не были криминализированы. А потом вдруг стали. Во втором рассказе цикла один из главных героев, будучи мужчиной, пересаживает себя в тело женщины. Тоже очень демократическая тема, меньшинства всякие, 100500 гендеров, но у нас с подобными идеями ныне стараются обходиться осторожнее. Да и в обществе Закона и Порядка такое «фрикачество» тоже не приветствуется. Совпадение? Не думаю. Но, опять же, то, что с неразберихи можно принять за повесточную агитку, оказывается стёбом. А сами авторы абсолютно точно складывают свои руки не в фиги, а совсем в другой жест, когда раскатывают тошнотворный и безвкусный шоу-бизнес на очередной Ярмарке Тщеславия. Одни названия групп, песен и кинохитов многое говорят о потребностях и развитии общества. Знаете, тут приходит в голову мысль, что этот комикс - он как фильм «Борат». Недалёкие люди обижались на него, считая лживой пародией на казахов, и не замечали, что это пародия на американский образ жизни, на отношение США к другим странам. Вот и «Дредд» выполняет в чём-то ту же функцию, но делает это изящнее, хитрее, сложнее, местами даже радикальнее.
В третьей истории юная курсантка академии Судей, будучи «дочерью врагов народа», задаёт очень дерзкие и неудобные вопросы тому самому Дредду, с которым ей в итоге предстоит проходить подготовку и заодно расследовать события прошлого, связанные с её родителями. То есть, мы как бы рассматриваем сюжеты двух предыдущих комиксов с другого угла. Девушка (хотя сложно признать её в этом обезличенном образе) вроде бы ненавидит Судей, но постепенно втягивается в их работу, в их философию, в итоге эволюционируя в нечто новое, более близкое потребностям Общества. Это как в СССР после смерти Сталина пытались вывести «новое поколение госслужащих», избавившись от «сталинских сатрапов». На этом фоне читатель получает неплохой и, опять же, нуарный по своей сути детектив/полицейский процедурал, правда, с роботами и летающими скейтами в стиле «Назад в будущее». И финал, который либо заставит вас признать, что Система сломала ещё одного человека, либо поселит мысль о том, что у этой Системы появился шанс на «перемены».
Интересно, что все три комикса нарисованы в разной манере. Особенно визуал радует глаз как раз в «Америке», тут местами кажется, что к рисунку приложил руку Алекс Росс, вдохновившись модным retrowave. Остальные части в плане визуала тоже не подводят, просто выглядят более комиксовыми. Эта трилогия позиционируется как лучшее, что было в истории «Судьи Дредда», у нас комиксов из этой вселенной выходило не так много, чтобы делать столь однозначные выводы, но истории цепляют, заставляют задуматься, помогают проводить параллели (хотя не очень понятно, стоит ли это сейчас делать). Эти сюжеты наверняка разные люди воспримут по-разному. Но в этом и есть их ценность. Размышлять и анализировать - разве это не одна из доступных нам свобод? «Америку» выпустило издательство «Комильфо», у сборника твёрдый переплёт, но, на мой взгляд, чуть недостаёт размера, из-за высокого качества артов хотелось бы увидеть книжку побольше, не в формате 163х221мм. В разделе с бонусами представлена небольшая галерея персонажей и обложек. Есть подробный глоссарий, вдруг вас занесёт в Мега-Сити 1 и вам нужно будто разговаривать с местными. 164 страницы, тираж 2000 экземпляров.