Трагическое событие, произошедшее в окрестностях горы Холатчатль в ночь на 2 февраля (вероятно, но не точно) 1956-го года, обрело известность под названием «Гибель группы Дятлова» и стало одной из, уж извините, топовых трагедий прошлого века, породив огромную волну интереса и разнообразных версий происшедшего. Среди версий, как обычно, присутствуют вменяемые (в меньшинстве, их подробное изложение находится в архивных папках, хранящих в себе материалы старых и новых уголовных дел) и не очень (в большинстве, представлены повсеместно в неизмеримых объёмах). До сих пор в бесчисленных Интернет-битвах ломаются копья экспертов, доказывающих (без особых доказательств) свою версию событий.
Вообще, весь этот медийный бум, порождённый гибелью молодых людей в горах Урала, интересен сам по себе и заслуживает отдельного исследования. С точки зрения «маркетинга масс» и манипуляций сознанием интересно, как драма конца шестидесятых, долгое время оставаясь местной, уральской легендой, вдруг в девяностые снова встряхнула всю страну. Объяснение этому можно найти в повышенном внимании граждан новой России ко всему аномальному и странному, под сеансы заряжания «крэмов» с водой и бесконечные истории про НЛО (как школьник тех лет, могу засвидетельствовать, что новости про летающие тарелки я видел по телевизору чаще, чем прогноз погоды и «Спокойной ночи, малыши») обрастающая раз за разом леденящими душу подробностями история дятловцев заходила на «ура». Была у этой популярности и другая причина: в то время люди стремительно нищали, перспективы виделись туманными, страна разваливалась, а бывшим участникам тех событий, в том числе следователям, вынужденным выживать на мизерные пенсии, приходилось как-то вертеться. Поэтому визиты журналистов из Москвы с их просьбами об инсайдах с подробностями, при том, что просьбы эти подкреплялись денежными знаками, были для многих живых свидетелей очень кстати. А уж истории с продолжением в стиле «Сейчас всего рассказать не могу, сами понимаете», были вообще в порядке вещей. Волна того хайпа не утихает до сих пор, хотя уже и новое расследование провели, и всё по полочкам разложили, но неугомонных искателей правды (а правда у них, как обычно, «антисоветская»), это не тормозит. И простых людей, жадных до сенсаций, тоже. В общественном сознании загадка «дятловцев» не просто жива, она принимает разные художественные формы, от монументальных исследований с претензиями, до фильмов, сериалов и даже комиксов. Причем создают их не только в России. Давайте, например, полистаем графический роман Седрика Майена и Гонсалеса Хандро.
Я давно интересуюсь этой темой, но сформировать окончательную и единственно верную версию мне помогла зимняя поезда на электричке. На одной из станций я увидел забор из листов железа, на который с ближайшего здания сползал пласт снега. Небольшой, где-то около метра в высоту, но железные конструкции под его весом были просто смяты как фантик. Так что вариант развития событий с наползанием на палатку снежной плиты, повлекшим за собой тяжелые травмы и панику (попробуй не запаникуй, когда сидишь ночью в палатке зимой в темноте и думаешь, что на тебя сдвинулась лавина) оказывается логичным. Далее - действия людей, оказавшихся на морозе и понимающих, что жить им осталось максимум полчаса, если они не примут меры по спасению. На этом всё, других версий я добавлять не хочу. Зато этим заняты авторы комикса. Интересно, что «Le Mystere du col Dyatlov» в оригинале был издан в 2003-м году, но каким-то хитрым образом предвосхищает, дополняет и как будто бы даже копирует два телехита последнего десятилетия: собственно, отечественный сериал «Перевал Дятлова» от ТНТ и сериал «Чернобыль» от HBO. В первом случае взято логичное деление сюжета на две параллельные линии, описывающие сами события и последовавшее за ними расследование с выдвижением различных версий. Во-втором - вечный плач о том, как страшно жить в России в цветах болотного светофильтра и закладываемой во все щели мыслью о том, как тоталитарная система всё скрывает и всех обманывает.
Однажды в квартире следователя Льва Иванова появляются люди из органов, приносят на своих сапогах грязь (что очень удручает опытного следователя и позволяет творцам выдать глубокомысленную метафору) и распоряжение срочно присоединиться к расследованию гибели группы туристов. Тревожно потеющий Лев Никитич, инстинктивно выглядывавший до этого в окно в ожидании чёрного воронка, между прочим, одна из ключевых фигур «дятловской мифологии», как раз он уже на пенсии охотно давал интервью, делал намёки, каялся за сокрытие правды и всячески подогревал интерес к этой истории. По сюжету комикса он отправляется на Урал, где участвует в следствии на правах звезды сыска. Кстати, коллеги очень скоро начинают звать его «инопланетянином» из-за того, что он высказывает версию об участии каких-то летающих и светящихся шаров. Одновременно, в формате ч/б, нам показывают события, происходящие с группой Дятлова, начиная от болезни Юрия Юдина и кончая… впрочем, об этом не сейчас. Майен и Хандро в обоих линиях придерживаются официальных версий событий, при этом в каждой из них опытной рукой раз за разом накидывают те или иные варианты, которые могли привести к гибели людей. А их, вариантов, масса: упомянутые шары летают, участники группы «пранкуют» друг друга байками про медведей и йети, возникают трепетно хранящие свои традиции манси и подкидывается тема с ревностью. Сам Иванов, подобно Шерлоку из популярного сериала, анализирует/визуализирует улики, представляя себе в голове разные сцены, в которых порой фигурируют беглые зэки. Правда, разумеется, оказывается куда страшнее: в истории появляется мерзкий тип в сером, мышином кителе (почему-то делающем данного персонажа похожим на офицера императорских штурмовиков из «Звёздных войн») и, совершенно не испытывая последствий уральского мороза, забирает материалы следствия у Иванова, говоря, что это теперь дело армии. «Ага!», кричат в данном месте сторонники самой тупой версии, согласно которой дятловцы погибли в результате испытания секретного оружия, а то и просто были без затей ликвидированы как свидетели (почему их не ликвидировали бесследно, а оставили тела и кучу вопросов, фанаты этой версии не могут объяснить уже много десятилетий). При этом создатели комикса всё же на стороне Иванова и в финале не более, чем намёком, но поддерживают его версию. Добавляя ещё больше волнующих тайн.
Что касается «современной» линии повествования, то тут всё по методичке. Власти никогда не признаются, почему взорвался реактор… то есть, простите, погибли дятловцы. В один из самых драматических моментов на истерической ноте вовсю звенит фраза «Всё в этой стране не так!». Ну и заодно можно прописать чуть ли не тему угнетения малых народов, на похоронах «проклятые совки» не способны правильно написать имя погибшего Слободина, который не Руслан, а Рустэм. Мол, не разбираются в татарских именах. Жаль только, что Слободин был чистым русским, а имя - отголосок того, что его семья некоторое время жила в Средней Азии, и общей моды на татарские имена, охватившей СССР перед Великой Отечественной (вспомним гайдаровского Тимура). И все эти элементы «вечной темы» поданы аккуратно, не в лоб, вроде как с соблюдением достоверности и исторических фактов. Скорее всего, авторы реально перечитали кучу материала, наверняка знакомы с дневниками погибших, поэтому стараются показать советских студентов живыми людьми: дурачащимися, поющими комсомольские песни, влюбляющимися, ревнующими, усталыми, довольными, злыми. В принципе, это получилось неплохо, хоть и поверхностно. При этом художник и сценарист смело и иногда даже с намеком на скандальность вторгаются в совсем уж личное пространство некогда живых, реальных людей. То покажут без прикрас, как девушки ходят на морозе в туалет, то про месячные поговорят, то подробно покажут экспертизу трупа с исследованием заднего прохода и всё такое. Строгая объективность исследователя, призванного хранить холодный разум и не поддаваться на эмоции в любой ситуации?
Авторы не ставят жирную точку в финале. Из-за чего «немного» теряется смысл их художественного расследования тех событий. Зато бонусом к комиксу идут подробные интервью с западными исследователями (но с постоянным отсылками на работы отечественных экспертов) гибели группы Дятлова, и тут в общей обёртке «карать, угнетать, скрывать, зловещие ядерные секреты» представлены все адекватные версии типа снега, дерева и сильного ветра, и всё это дополнено снимками, графиками и расчётами. На самом деле отличный повод «убить в себе» сторонника дикой конспирологии. Что касается рисунка графромана, то он детален и интересен, хотя и выглядит стандартным с точки зрения эстетики bande dessinée, тут присутствуют минималистичные, но заметные «комиксовые искажения» и какие-то черты, которые хочется приписать взрослой анимации. Атмосферно. Но есть вопрос: откуда эти азиатские черты во внешности уральских героев? Прямо Блоком повеяло, «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!». В мифологию «дятловцев» с точки зрения российских читателей, хорошо знакомых с этой историей, комикс вряд ли что-то добавит, скорее, он помогает западным интересующимся читателям упорядочить эту мифологию и получить базовые знания о той трагедии. Которую авторы, как и многие исследователи, почему-то тесным образом связывают с положением дел в СССР тех лет и с историей России в целом. По мне, так тема себя исчерпала и есть другие не менее таинственные происшествия в истории туризма, требующие к себе внимания. Гибель группы Людмилы Коровиной, Чивруайская трагедия, гибель группы Михаила Кореня, группа Михаила Орлова, группа Романова… Комикс выпущен на русском издательством «Комильфо» в твёрдом переплёте, в альбомном формате 210х260см. На форзаце и нахзаце представлены все участники группы Дятлова. 104 страницы, тираж 3000 экземпляров.