9 нояб. 2025

Мнение: The Art of Алексей Горбут

Алексей Горбут совершил невозможное (или, совсем как герои одного из его ранних комиксов, победил невозможное) – вернул российским любителям комиксов то, чего у них отродясь не было, а именно Золотой и Серебряный Века отечественных «картинок с буквами в облаках». Раз за разом художник извлекает откуда-то из параллельных реальностей Метавселенной артефакты, призванные убедить в том, что у нас комиксы рисовали не хуже, чем в Америке. А общие идеи о супергероях и мегазлодеях летали в воздухе (не хуже, чем эти самые супергерои), так же, как и художественные способы отразить всё это на бумаге. Вот так посмотришь на всё это и задумаешься «Да, у нас была великая эпоха!». Фрагменты этой «эпохи», а также разное и хорошее увековечено теперь в первом артбуке Алексея, о котором мы и поговорим.

Но сначала одно «Но»: этот артбук выпущен издательством «Bubble» и включает себя, что логично, работы, созданные в рамках вселенной этого российского издательства. И тут я позволю себе первое и единственное «Жаль» за весь обзор. Дело в том, что я давно слежу за творчеством Алексея, читал практически всего его комиксы и мне как раз было бы интересно увидеть артбук с его «другими», не «баббловскими» работами, что-то из личной коллекции, что-нибудь неопубликованное и необычное. Но пока что есть. Артбук состоит из нескольких глав. В самой первой собраны обложки (оригинальные и альтернативные) таких серий, как «Майор Игорь Гром», «Майор Гром 1939», «Чумной доктор» и нескольких других. «Гром» из 1939-го года – идеальный плацдарм для внедрения в сознание широких масс уже озвученной идеи о богатом, но забытом прошлом российских/советских комиксов. В лучших традициях классики Большой Двойки и американского pulp fiction, помноженного на отечественные бестселлеры про смелых милиционеров, ловящих шпионов империализма, Горбут выдает очень ироничные арты с массой оммажей и отсылок, в которых угадываются то кадры из комиксов, то сцены из советской реальности. Жёлтый газетный фон при этом усиливает ретро-эффект в разы. Поскольку альтернативные обложки допускают больше творческой свободы, тот тут Игорь Гром запросто может сражаться с инопланетянами или пробираться по склепам со скелетами, защищая «даму в беде» от выползающих из-под земли зомби. Также в этом разделе представлены (но в очень малом количестве) более реалистичные зарисовки по двух сериям кинематографического «Майора Грома».

Далее расположена одна из самых интересных и невероятных подборок сборника – обложки и арты серии «Вор теней». Для тех, кто с этой серией не знаком, скажу коротко: это такая вселенная безумия и абсурда, в которой юмор густо замешан на визуальной психоделике. Как будто бы Джек Кирби рисовал альтернативные комиксы для издательства «Fantographics». Соответственно, именно в этом разделе есть масса поводов «позалипать» на рисунок, особенно для этого подходят роскошные развороты, напоминающие одновременно кислотный трип и старые-добрые советские игры-бродилки, нарисованные на больших листах бумаги… те самые, по которым нужно было двигать фишки с помощью чисел на кубиках. Не могу даже примерно описать, что тут в целом происходит, для этого надо читать саму серию, но тут точно способны сосуществовать египетские богини, злодей по прозвищу Мистер Рукасл, Петр Первый и рептилоиды.

Серия «Мир» была интересна тем, что для неё Горбут рисовал олдовые комиксы про героя Фаэтона, конечно же, в фирменной олдскульной манере. Во вселенной комикса это были не просто придуманные истории, они фиксировали подвиги реального сверхсущества. Эти комиксы и собраны в «Мирной» главе артбука. Но вот только эти – и все остальные комиксы, до и после, - лишены пузырей с текстами. Видимо, издательство решило, уж если делать артбук, то ничего не должно загораживать, собственно, арты. Решение странное, ну ОК. Комиксы в стиле американской пропаганды без слов, зато в разных жанрах, от карикатуры до чёрно-белых пародий на журнал «Велес», где на паре страниц уживаются Сталлоне в образе «Кобры», но с железной рукой, десантники в тельняшках и принцессы других планет. Сбрасывая с ресниц ностальгическую слезу, скажу, что это круто. Но без слов ничего не понятно…

… как и в следующей главе. Она называется «Новая эра» и включает комикс, созданный для журнала от «Bubble Гам». Фанат олдскульных комиксов, фантастики и фэнтези, глядя на всё это, скажет только одно: всё наше здесь. Накачанные «Конаны» с мечами, красотки, ретро-роботы (они же подобие своих коллег из «Тюремной ямы»), местячковый Доктор Дум, Дракула, Франкенштейн, Дэдпул. Чисто сон при температуре 40 градусов, но прикольно, что очень подчеркивает фирменная кислотность цветовой гаммы Горбута. Финальная глава содержит арты из «других» серий издательства: мрачный злодейский комикс про мушкетера-вампира (наверное), славянский Инок в русских березках, персонажи «Метеоры», жирнющая отсылка на «Фантастическую четвёрку» в «Союзниках», и жутковато-готический «Мрак» (до которого я всё никак не доберусь). Эксклюзив: несколько страниц из скетчбука Алексея, здесь уличные эскизы, фигуры, люди, объекты и всё то, что позволяет художнику быть в тонусе и учиться наблюдать и изображать окружающий мир. Надо отметить, что Алексей охотно делится на страницах артбука своими мыслями и историями о творчестве, о рисунке, об истоках воображения и о многом другом, это именно та «творческая кухня», которая всегда интересна читателям. Например, размышляет Горбут о «Тысячелетнем герое» Кэмпбелла, пытаясь понять, как создаются истории на века.

Вот такой вот артбук. Да, это не совсем полное погружение в мир Алексея Горбута, это его «bubble-часть», и я очень надеюсь, что когда-нибудь это собрание будет расширено и дополнено другими работами художника, одного из лучших творцов отечественной индустрии. По самому изданию: твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, формат 180Х275мм, плотная, белая бумага, 176 страниц. Тираж 2000 экземпляров.

Craftum Сайт создан на Craftum