3 февр. 2025

Мнение: Тобольск. Чувство жизни

В течении 2023-го года на базе отделения искусств и культуры им. А.А. Алябьева Тобольского Многопрофильного Техникума работала Мастерская исторического комикса. Проходило это в рамках проекта «Сибирские сезоны в Тобольске», реализуемого компанией «СИБУР», одной из крупнейших нефтегазовохимических компаний России. В мастерской проводились лекции, мастер-классы и уроки для молодых тобольских художников и всех тех, кто хотел бы попробовать себя в качестве создателя комиксов, всё это происходило под наблюдением кураторов, Алексея «Капыча» Капнинского и Михаила Визеля. Позже работы слушателей курсов были собраны в сборник, посвященный, понятное дело, Тобольску, его истории, архитектуре, промышленности и, самое главное, людям. Ну, что, давайте приоткроем ворота Сибири и посмотрим, что получилось из этого проекта.

Нужно сказать сразу, чтобы потом не было недопониманий и обид: я прекрасно понимаю, что все люди, чьи работы попали сюда, вложили много сил и времени в работу, постарались реализовать свои идеи. Я уверен – меня убеждают вступительные слова каждого из них, предваряющие их истории, - этот прекрасные люди, искренне любящие родной город, изучающие его прошлое и неравнодушные к его настоящему. Говорю это абсолютно искренне. Но вот только не все из них, скажем так, освоили уроки живописи в достаточной мере, чтобы рисовать комиксы. Иногда это даже не ученический уровень. И порой кажется, что кураторы мастерской сознательно отучали своих учеников от комикс-стандартов, от всех этих панелей, кадров и пузырей с текстом; видно, что некоторые творцы вдохновлялись больше книжными иллюстрациями времен СССР, их объёмами и художественными формами. Так что если вы заглянули сюда в поисках новых и перспективных комиксов, то, наверное, вам тут ловить нечего. Но, если брать сборник в целом, можно сделать вывод, что над рисунком тут явно превалирует история города, вот тут почти все авторы умеют подобрать интересные темы и хорошо их раскрыть. Прошу воспринять это серьезно, а не просто как «красное словцо» в поддержку СИБУРовского проекта: после того, как перевернулась последняя страница этой книги, мне очень захотелось побывать в Тобольске. Многое об этом городе узнал здесь, многое захотелось увидеть своими глазами. И это зародившееся чувство – каким бы субъективным оно не было, - лично я считаю главной удачей сборника.

Интересное наблюдение перед тем, как мы начнём путешествие по Тобольску: в книге представлены работы только девушек; либо молодые люди в мастерскую не допускались (шутка), либо женщины более творческие и любознательные натуры. Так или иначе, на экскурсию по городу мы отправимся в компании Гузели Тушаковой, она расскажет и покажет множество городских достопримечательностей. Начинается прогулка всё же с комикса от мужчины и мастера жанра, Аскольда Акишина. К Тобольску, в отличии от остальных творцов, он отношения не имеет, но был одним из лекторов проекта и его, видимо, тут используют в качестве «тяжеловеса», на обложке не помешает узнаваемое имя. За основу комикса, действие которого происходит в Тюремном Замке (раньше была спецтюрьма, теперь Музей сибирской каторги и ссылки), взят фольклор заключенных, песня, в которой, разумеется, поется о большом сроке, тяге к свободе и о побеге. Немного абсурдном, потому что в итоге зеки угоняют самолёт. Ещё больше абсурда добавляет сам Акишин, рисуя в финале Ершовскую «Чудо-Юдо Рыбу-Кита», на спине которой расположился целый город. При чём тут Пётр Ершов? Во-первых, он тоже из Тобольска, во-вторых, про него чуть позже обязательно будет своя история.

Анастасия Аксарина с оглядкой на Кандинского и с помощью пастельных карандашей рассказывает о СИБУРовских ректификационных колоннах, промышленном символе города. Казалось бы, заводская постройка, чего тут такого? Но история их возвышения по сложности реализации ничуть не уступает воздвижению Александровской колонны в Питере. Интересно. Ярославна Панова берёт за основу стихи Аркадия Быкова и рассказывает о хане Кучуме; том периоде его жизни, когда царь Иван IV требовал от него признания зависимости Сибирского ханства от Русского государства, незадолго до начала столкновений с Ермаком и его войском. В стихах и графике передано тревожное предчувствие чего-то неминуемого и неотвратимого, такого, как казачья братья, уже сходящая, крестясь, по сходням стругов. Графика простая, но экспрессивная, хорошо работает Ярославна с акварельной заливкой фона, вроде просто, но атмосферу задаёт.

Комикс Елизаветы Ипполитовой напоминает игровой образовательный фильм, которые иногда крутили в советских школах. Мальчик устраивает для девочки экскурсию по городу, рассказывая о не самых очевидных и входящих в туристические справочники местах. Например, прогулка начинается с Завального кладбища, ведёт к берегу Иртыша, как раз к местам захоронения сибирской язвы. Казалось бы, вот оно, «скандалы, интриги, расследования», «кругом опасность», но нет, мальчик убедительно доказывает, что ничего страшного в этих захоронениях не осталось, людей защищают саркофаги и грамотно выстроенное берегоукрепление, не позволяющее заражённой земле осыпаться в реку. А после ребята доходят до ансамбля казённых винных складов, в здании которых располагалась Биофабрика, где производили вакцины от сибирской язвы и другие биологические препараты для медицины и сельского хозяйства. Да, девочка в финале права, когда восклицает, что Тобольск – удивительный город и расписывается к нему в любви.

Алина Камбарова в смешанной технике графика-коллаж повествует о судьбе дома на улице Мира, как если бы он, дом, был живым человеком. Платяной магазин, детский мир, свидетель революции и разрухи девяностых. В комиксе Марии Казариной снова возникает хан Кучум, на сей раз его воины уводят в полон русских девушек, которые, однако, не хотят быть рабынями и дают отпор, до конца сопротивляясь врагу. Максимально сомнительная с точки зрения графики работа. Следующий комикс от Регины Нагумановой тоже выглядит очень «ученическим», а посвящен он теме, которой, говоря о Тобольске, никак не получится избежать: о пребывании здесь в 1917-м году семьи отрекшегося императора Николая Второго. Среди местных жителей гуляет легенда, что у дочери Николая, Анастасии, случилась здесь любовь, которой не удалось перерасти в нечто большее по понятным причинам. Но легенда живучая.

В Тобольске чтут и уважают местного уроженца композитора Александра Алябьева, автора романсов на стихи Пушкина и Дельвига. Но в 1825-м году в биографии Алябьева случился странный эпизод: он был арестован по обвинению в убийстве помещика Временева. Вроде как поссорились во время карточной игры. В сюжете Екатерины Шумиловой на подмостках тобольского драмтеатра разыгрываются разные вариации этого происшествия, с участием кукол, фигур из театра теней и живых актёров. Общеизвестно, что Пётр Ершов, закончивший своего «Конька-Горбунка» будучи студентом Санкт-Петербургского университета, решился показать сказку Пушкину. Тот был впечатлён настолько, что сказал: «Наконец-то я могу оставить этот род поэзии». Алина Баймагамбетова описывает этот эпизод встречи двух поэтов, но только Ершов несет Пушкину не рукописный текст, а комикс. А Александр Сергеевич встречает его в кимомо в дни, когда за окном цветёт сакура.


Екатерина Моисеева и Арина Полякова представляют коротенькие детские сказки, про морковку мира и заморский гостинец (девочке в кокошнике папа привез из дальних стран обезьянку Емельяна). В финале «Тобольска» появляется комикс… точнее, графическая работа одного из кураторов творческой мастерской, Алексея Капнинского. Он нарисовал в лубочной манере церковную притчу о том, как Иисус и святой Пётр ходили по миру странниками. И Пётр всё время попадает в ситуации, испытывающие его веру и его силы. Казалось бы, причём тут Тобольск и Иисус с апостолом, но от картинок Капыча так и веет древними старообрядческими иконами в далёких сибирских скитах.

Вот таким предстает Тобольск в работах местных художников. Великое прошлое, промышленное настоящее и природная красота – всё здесь, на берегах Иртыша. Из этого сборника можно узнать о городе многое, можно даже успеть полюбить его. И тогда от книги, пусть и посвященной воротам Сибири, начинает исходить тепло. Сборник вышел в твёрдом переплёте, в увеличенном формате 297х210мм. 160 страниц, тираж 2000 экземпляров.


https://vk.com/alpaka_comics


Craftum Сайт создан на Craftum