8 февр. 2025

Мнение: Тунда, Владыка Конго (Древние комиксы)

В этот раз Фантомный Голландец отрыл для нас древние (прямиком из 1952-го года) комиксы от художника, при упоминании имени которого обязательно надо с максимальным уважением и придыханием говорить сначала «Сам!». Итак, Сам! Фрэнк Фразетта, величайший иллюстратор жанра фэнтези, создатель визуальных канонов меча и магии, на работы которого до сих пор равняются многие творцы. В послевоенные годы для журнала «Magazine Enterprises» он рисовал серию приключенческих комиксов про Тунду, Владыку Конго. Вдохновлялось всё это, понятное дело, романами Берроуза о Тарзане, но было приправлено ударными дозами американского патриотизма. Главный герой – летчик ВВС США, пилот грузового самолёта, потерпевшего в дни «когда аэропланы союзников с рёвом проносились над кишащими гориллами джунглями, доставляя пищу и припасы Эйзенхауэру и Монтгомери» аварию над непролазными лесами Конго. А там, по классике, настоящий Затерянный мир а-ля Конан-Дойл, пещерные дикари из плейстоцена, гигантские динозавры, прокусывающие обшивку самолётов, мамонты, дикие звери и ещё масса удивительных существ, отлично умеющих одно – убивать.

Главного героя звали Роджер Драм, но скоро ему предстоит забыть и об этом имени, и о своём прошлом. Сначала плакатному красавцу с плаката «Вступай в ряды армии США!» приходится туго, все хотят его прикончить, а патронов в обойме больше не становится. Кстати, Роджер в качестве героя комикса далеко не гуманист, он точно знает, что врагов надо убивать и сам это постоянно делает, никаких сантиментов на тему «Они же тоже люди, пусть и дикари». Отбиваясь от пещерных людей, Роджер знакомится с более развитой местной цивилизацией… ну, как развитой, её представители не в курсе, что такое лук и стрелы и вообще всему удивляются. Выглядят как отряд заблудившихся в джунглях дауншифтеров и ведут себя точно также. Руководит ими красавица с иссиня-чёрными волосами по имени Фа. У неё две каноничные роли: верная подруга главного героя и девушка в постоянной опасности, которую нужно раз за разом вытаскивать из передряг. Типичная дама с иллюстраций Фразетты, конечно же, на ней минимум одежды, но тут её можно понять, джунгли, Африка, всё такое. Чтобы выживать в этих сложных условиях (или ради того, чтобы ещё больше нравится Фа) Роджер начинает ускоренный курс тренировок, включающий в себя бег и физические нагрузки. Хватило пары месяцев, чтобы он превратился в гору мышц и добрался до гонга Каллы, звон которого пробуждает древнего бога зла. А тот, кто этого бога победит, становится Повелителем джунглей Тундой.

Надо отметить, что новый титул Роджер принимает охотно и даже не без гордости. И использует его не без бахвальства, рассекая по джунглям с криком «Кто посмел бросить вызов могучему Тунде?!» и зарабатывая себе авторитет спасением местных обитателей от орд злых обезьянолюдей. Но настоящие противники Тунды и всего вверенного им Фразеттой Конго – другие белые люди, авантюристы в пробковых шлемах, плетущие интриги с племенами и разнюхивающие всё о богатствах этой страны. Сначала это не очень заметно, но в финальном рассказе Фрэнк чётко обозначает, что эти «пришельцы» - агенты коммунистов, шпионы Советов, позарившиеся на залежи полезных ископаемых, в частности, урана, нужного для создания ядерных бомб. Это очень хитрые враги, они даже могут попытаться похитить и пытать Тунду, хотя ничего у них, разумеется, не выйдет. Богатства Конго находятся под защитой американского героя (правда, тут есть ещё бельгийское правительство, но это мелочи на фоне «звёздно-полосатого» мачо). Ничего странного для начала пятидесятых, ничего странного и с позиции сегодняшнего дня. Как нет ничего странного в том, что русские тут – максимально не русские. Ладно, Интернета не было и Фрэнк просто не мог погуглить «популярные русские фамилии», поэтому персонажей у него зовут Иван Полонов и Иосиф Дрездакович, но последний у него, чисто внешне, это гибрид карикатурного Распутина и образ с антиеврейских плакатов немецкого Рейха. Совпадение?

В фэнтези есть ироничный термин «конина», когда герой ну очень похож на Конана-

Варвара и сеттинг вокруг него тоже соответствует. По аналогии «Тунду» можно назвать отборной «тарзанятиной». Пафосно, приключение за приключением, некогда отдохнуть, африканская экзотика выкручена на максимум, всё по канонам жанра. Фразетта выдавал бодрую историю, чутко реагирующую на мировую обстановку тех лет и на запросы невзыскательной публики. Сейчас это выглядит наивно, но читается легко, и, если честно, увлекает, попутно вызывая улыбку. А что ещё ждать от древних комиксов? Только новых комментариев Фантомного Голландца, которых без устали ковыряется в комиксном чистилище, извлекая на свет божий хорошо забытое старое. И предрекая забвение в этом месте всем отечественным комиксам. Но это уже другая история и «мнение персонажа может не совпадать с мнением редакции». «Древние комиксы» - плод сотрудничества издательств «Alpaca» и «Vicious Membrane». «Тунда» вышел в формате сингла, 32 страницы на скрепке. Есть один не объявленный ещё анонс из этой серии. Часть тиража доступна с вариантными обложками. Общий тираж не указан.


https://vk.com/alpaka_comics


Craftum Конструктор сайтов Craftum