Как-то в последнее время голливудское кино не радует, особенно связанное с комикс-индустрией. Тут вовсю манифесты girl power и me too с сильными и независимыми героинями, походя раскидывающими здоровых и злых мужиков. Там те же мужики вовсю целуются друг с другом, отправляясь спасать мир. Ладно бы ещё сюжеты этих фильмов и картинка радовали, так нет же, такое чувство, что хорошие сценаристы в Голливуде вымерли в ковид. Ютуб конкретно у нас в стране неслабо так прикрутили, оборвав связь с океаном контента. Вроде как это плохо. С другой стороны, не значит ли это, что книги и, конкретно, комиксы получили второй шанс на внимание аудитории? Шанс доказать, что «цветные картинки» могут быть не всегда по-детски весёлыми и не всегда рассказывают про чуваков в обтягивающих трико (а манга не всегда про озабоченных горничных, вьющихся вокруг школьного ботана… так, стоп, это уже другая история)? Вот, например, один из тех сценаристов, которые всё же не разделили судьбу вымерших коллег, Скотт Снайдер, намутив много чего во вселенной DC Comics, в своих авторских проектах для других издательств бодро взялся доказывать, что комикс запросто может быть альтернативой летнему блокбастеру. И даже чем-то более интересным. Пометка: интересным прежде всего взрослой аудитории.
«Тёмные места. Лесной пожар» Снайдера и художника Хейдена Шермана в своей завязке одновременно и оригинален и… банален. Мощные лесные пожары в Калифорнии – ежегодная напасть, чтобы с ней справиться, администрация штата формирует отряды в помощь пожарным из заключенных местных тюрем, у которых есть возможность скостить срок и поднять за день адского и смертельно опасного труда два бакса. Подписываются на эту должность и дамы. Команда под номером 513 представляет собой слаженный коллектив, которым руководит надзирательница по прозвищу Ма. Своих «девочек» она знает как родных, со всеми умеет находить общий язык (как и принято в исключительно-опасных профессиях, тут общаются в основном матом), хороший командир. Вот эта идея про группу женщин-заключенных, борющихся с катастрофическими пожарами – она достаточно оригинальна. Ещё и при том, что пятёрку главных героинь Скотт и Хейден представляют читателям быстро и чётко. Ничего сверхнового, но вот вам обычные – уж извините, как есть – бабы с трудной судьбой; даже не показывая, за что каждая из них мотает срок, авторы продумывают им характеры, мотивацию, описывают их надежды, мечты. Делают их человечнее и живее. Снайдер это умеет, а Шерман в ураганной, несколько психоделической манере (мне напомнившей работу Ника Питарры над «Манхэттенскими проектами» Хикмана, а также кучу иной, крайне дельной и приятной глазу «альтернативы»), накидывая «кадры в кадры», на одной странице способен расписать историю жизни. Или смерти, что в паре эпизодов выглядит особенно грустно.
Так в чём банальность? В самом зачине: группа простых людей получает ШАНС. Не совсем легальный, в случае неудачи сроки у всех участниц действа вырастут. Зато душевные муки и сомнения можно приглушить мыслью о том, что «своровать у вора» - это как бы не преступление, а акт возмездия. Брукс, новенькая в отряде, знает дом неподалёку, где можно разжиться криптой. Дом принадлежит её бывшему боссу, который кинул кучу народу, а саму Брукс отправил на нары. Короче, как ни крути, с точки зрения морали всё ровно. Поэтому дамы, помучавшись совестью и бессонницей пару дней, соглашаются. Сколько вы видели фильмов с подобным началом? Без пожаров, в ином сеттинге, суть от этого не меняется? Уверен, счёт идёт на десятки. Не все эти истории имеют хеппи-энд, а по ходу действия всегда возникают проблемы. Так и здесь, в дом мало попасть – из него надо уйти живым. И бушующий огонь за окнами шикарного особняка тут ни при чём. Дальше вступает в дело талант Снайдера: он реально будто бы пишет сценарий триллера, добавляя для остроты огненную опасность, изоляционализм, ограниченное количество персонажей (пять основных плюс/минус ещё несколько; в основном, минус) и несколько встряхивающих сюжетных твистов. Первый же твист, возникающий в самом начале, повествует о пяти трупах в доме. А одна из героинь как ни в чём ни бывало продолжает рассказывать, что же случилось дальше. Ну интригует же? Твисты, кстати, отличные, в золотой фонд сценарного искусства не войдут, но со своей задачей справляются отлично.
Чтобы максимально кайфануть от рисунка Шермана нужна была колористка Ронда Паттисон. То, что она тут вытворяет – моё почтение. Разумеется, все ждали огненного зарева, оранжевого жара и всего, что связано с пожарами. Всё это на месте. Но не доминирует. Ронда ещё любит вырвиглазный фиолетовый и кислотный зелёный (я бы даже сказал, изумрудный, цвета разбавленной медицинской «зелёнки»), даже героинь в такие цвета и оттенки раскрашивает. Что добавляет психодела, но, как ни крути, выглядит стильно и круто. В это же время Шерман думает «Хм, а с чего все решили, что границы кадров могут быть только круглыми, квадратными или прямоугольными? Вот, например, крест – хорошая же фигура. Или треугольник. Да кто вообще сказал, что кадры нельзя «разбить» на осколки и раскидать по странице?». Видно, что Хейден знаком с творчеством Фрэнка Куайтли, с его пространственными экспериментами. Единственное, что меня смутило в художественной части комикса – героини выглядят слишком уж мужиковато. Понятно, что тюрьма – не салон красоты, да и махание топором в горящей чаще леса тоже не добавляет женственности, но всё же как-то с перебором получилось. Хотя Шерман, как указано в его биографии в конце книги, живёт в Массачусетсе со своим близким человеком, может быть, это у него личные пристрастия проскакивают. Вот на альтернативных обложках героинь другие художники всё же женщинами изображают, та же Тула Лотей, например.
Хорошая идея для фильма. С другой стороны, комикс взаимодействует с читателем так, что будто бы фильм ты уже посмотрел. И остался доволен. Снайдер выбирает всё же излишне мелодраматическую концовку, но это не сильно меняет впечатление об истории. Комикс – огонь. В суровые годы санкций издательство «Комильфо» как-то выцарапало лицензию у «IDW», за что им огромное спасибо, такие добротные триллеры на нашем рынке редко гостят. Издание получилось в формате тпб (зато с шитым блоком), бонусов хватает: концепты, дизайны, эскизы, оригинальные обложки от Андреа Соррентино, вариантки. 160 страниц, формат издания 163х245 мм, тираж 3000 экземпляров.