Минутка белой зависти: на стадии анонса этот комикс Патрика Хорвата позиционировался как «Декстер в Зверополисе» и мне показалось это максимально крутым описанием, после которого придумывать что-то столь же интригующее уже можно было и не пытаться. Но после прочтения истории, после погружения в её приятный и успокаивающий (да-да!) визуальный мир хочется сказать пару слов в защиту… Декстера. Да, он был маньяком, героем сериала, который начали за здравие, а закончили за упокой, но у него был чёткий Кодекс, следуя которому, он убивал только очень плохих людей. То есть, если кто-то предъявлял вам, а с чего это вы вдруг симпатизируете серийному убийце, кромсающему своих жертв и пакующему части их тел в чёрные пакеты для мусора, у вас всегда была отмашка – Кодекс же! В целом, Декстер – почти что санитар леса. И в этом комиксе он наверняка был бы волком, но, скорее всего, в овечьей шкуре. У Хорвата же главный герой – точнее, героиня, - также следует маниакальному зову своего Тёмного Попутчика, однако ни о каком Кодексе речи быть не может. Она просто убивает. Причём совершенно случайных незнакомцев, о которых мы ничего не знаем и у нас нет поводов считать их плохими. Так что если будете сопереживать убийце из комикса «В лесной глуши, где нет ни души», то у вас должны возникнуть к самому себе серьезные вопросы. Проблема в том, что вы, с большой вероятностью, будете сопереживать. Или, как минимум, следить за ним с интересом.
«Зверополис» упомянут не зря, потому что все персонажи здесь антропоморфные животные. Да, этот приём не нов, использовался многократно и не тянет на нечто оригинальное. Место действие тоже не единожды становилось ареной действия триллеров, детективов и ужасов, потому что сложно найти более универсальное и притягательное место для преступлений, чем маленький, тихий провинциальный городишко. Тут поп-культура подкинет массу вариантов, от классических детективов Агаты Кристи до «Твин Пикса» и деревеньки из убойной комедии «Типа крутые легавые». Чем безопаснее выглядит подобное место, тем больше тёмных секретов хранят его обитатели. Которые все соседи, все друг друга знают с пелёнок, все здороваются на улице по утрам и прощаются по вечерам, постоянно ходят в гости. В общем, всё на виду и каждый новый день похож на предыдущий. Поэтому у медведицы средних лет (по человеческим меркам) Саманты Стронг, владелицы хозяйственного магазина «Мишка Косолапый», есть свое Особое Правило на счёт проживания в городке Вудбрук: Местных убивать нельзя. Когда Сэм хочет крови, она едет в ближайший мегаполис, находит на его улицах жертву, отвозит в лес и там тихо-мирно удовлетворяет свою потребность в убийстве. Сцены расчленёнки максимально физиологичны, но тут возникает вопрос: если это разделывают всё же животных, то подобные «зверства» мы видим каждый день в магазине, выбирая кусок мяса получше. Если же это разделывают людей… а чем, собственно, мы отличаемся от животных?
Надо сказать, что по поводу антропоморфности персонажей есть вопросы к автору. Да они и сам их подкидывает с ироничным прищуром читателям в ответку. Например, почему Сэм – это человекообразный медведь, а рядом с ней в кадре просто медведь, дикий и неразумный? Почему главная скандалистка Вудбрука, свинья (в буквальном и переносном смыслах) вглядывается в витрину мясной лавки, пытаясь рассмотреть отрубленные… свиные головы? Как вообще в этом мире существуют мясные лавки, это же чистый каннибализм?! Да, животные в реальности им не брезгуют, но – тут надо принять горделивую позу и задрать подбородок, - мы же люди, мы не такие и не надо нас так изображать! Либо Хорват иронизирует над «цивилизованным» обществом, либо продвигает современную западную повестку, согласно которой можно попробовать отбелить, понять и простить кого угодно, хоть каннибалов. Сразу скажу, так просто вы на эти вопросы тут не ответите. Подкидывает вопросиков Патрик и Саманте. Сэм – дама спокойная, ей нравится размеренная жизнь в Вудбруке, и она очень хочет, чтобы так всё и продолжалось. И когда происходит убийство, обставленное так, что и ежу становится понятно, что в городе завёлся серийник, Сэм, охарактеризовав происшествие как «Огромная, б…ь, проблема», решает найти конкурента сама, потому что понимает: начнут копать – могут выйти на неё.
Местный карикатурный шериф (похожий на всех шерифов-недотёп из голливудских фильмов), ведёт себя так, что возникают сомнения в его способности поймать кого-либо, но Сэм не хочет рисковать и начинает расследование. В городке, где все на виду, это довольно просто; там доброжелательно улыбнулась, там попила кофе, тут поболтала за стойкой магазина – и вот уже готов первый подозреваемый. Параллельно каждая глава комикса фиксируется на одном и персонажей, которых либо убьют, либо начнут подозревать в преступлении. Истина о том, что за красивым и благопристойным фасадом прячется порой тьма, находит своё отражение здесь сполна. Правда, для полного раскрытия темы Хорвату всё же не хватает объема. С другой стороны, он и не растягивает действие на 100500 страниц и показывает довольно плотный процесс поиска убийцы. Но это, внезапно, оказывается на главным сюжетным твистом. У Сэм быстро появятся серьезные проблемы в стиле как раз Декстера, и её спокойный, уравновешенный мир пошатнётся. Жизнь потребует проявить смекалку, находчивость и… умение наводить яд кураре в домашних условиях.
Не исключаю, что кого-то комикс зацепит именно сценами расчленёнки. Они тут изобретательны, особенно когда у героини начинает ехать от стресса крыша и жертвы посещают Сэм в том виде, в каком она их оставила. Но вообще-то «В лесной глуши» в визуальном плане – это прямо-таки дань уважения иллюстрациям из детских книг и мультфильмов (пишут о «традициях Диснея», но мне больше напомнило европейскую анимацию). Здесь тёплая акварель, палитра которой плавно переходит из атмосферы затухающего августа в «бабье лето», глядя на некоторые кадры, хочется пить тёплый чай, дремать на кресле-качалке, лежать в тёплой ванне. У Патрика отлично получилось показать, как у провинциальный, патриархальный уют вторгается – сначала потихоньку, потом эскалацией безумия и ультранасилия – тревога. Как полыхает паника в глазах людей… то есть, животных, которые привыкли жить без этого ощущения. Не могу утверждать, но предполагаю, что в детстве Хорвату подарили книжку «Ветер в ивах» с иллюстрациями Эрнеста Шепарда и с тех пор эти образы и цветовая гамма его не отпускают. И я уверен, что Патрик в курсе существования такого графического романа, как «Прекрасная тьма».
Уютный комикс про маньяков. Как бы странно это не звучало. Даже набивать это на клавиатуре неудобно. Странно и то, что комикс хочется тут же перечитать заново и порекомендовать его всем, кто старше 18 лет. Детективная составляющая получилась неплохой, хотя и я ожидал чего-то более закрученного. Но, опять же, в таком ограниченном объёме реализовать что-то головоломное нереально. Так, Декстера вспомнили, «Ветер в ивах» упомянули, что ещё? Точно, Шекспир. «И самый лютый зверь испытывает жалость. Я не испытываю жалость, а значит я не зверь». И тут же, на контрасте, к чему эта история крайне располагает, можно извлечь из памяти короткие мультяшки, по которым все сходили с ума в начале нулевых, «Happy Tree Family». Комикс «В лесной глуши, где нет ни души», выпущенный в оригинале издательством IDW в 2023-м году неслабо хайпанул, а теперь добрался до России благодаря «Комильфо», не испугавшихся, надо думать, ни цензуры, ни истерики по квадроберам (тут их нет, но мало ли кто что увидит). Мягкая обложка, клееный блок, 152 страницы, бонусы – эскизы и галерея обложек. Отдельного упоминания достойны страницы вудбрукской газеты в начале каждой из глав, где доставляют названия местных заведений: «Красавец Павлин», «Гусьбери», «пиццерия Il Lupo» и т.д. Тираж 4000 экземпляров.