Трепет и восторг. Именно такие чувства испытываешь, когда берёшь в руки сборник «Велес» от издательства «Alpaca». Тут ещё вполне возможны стариковские реплики «Эх, молодёжь, вам не понять!», когда пальцы скользят по страницам с героическими подвигами крестьянского сына Ивана, тактильно ощущают кровь и страдания персонажей или перелистывают пародийные сценки про Агента Z, чтобы добраться до русского варианта Города Грехов. Екатеринбургский журнал «Велес» (как и предшествующие ему издания «Приключения и Фантастика» и просто «Сборники комиксов», печатавшиеся с 1990-го года) по праву считается одним из «столпов» российских комиксов. Первые выпуски непосредственно журнала под этим названием появились в 1992-м году, в очень тревожное и, самое главное, эклектичное время: одна эпоха уходила безвозвратно, другая формировалась через, опять же, кровь и страдания, сочетая самые несочетаемые вещи. Страна, если уж честно, оставляла тогда мало поводов гордиться собой в своём настоящем, постепенно превращаясь в сырьевой придаток Запада, массовая культура которого преподносилась как эталон. Поэтому тысячи людей обратились к прошлому, пытаясь компенсировать потери дней сегодняшних победами дней вчерашних. Произошёл мощный скачок национального самосознания, но в довольно странной форме. Вчерашние коммунисты открыли для себя славянскую мифологию, историю и культуру, прочно за всё это зацепившись. Но самобытному восприятию всего этого мешала реальность девяностых, отразившаяся во всём - в фильмах, книгах, песнях и, разумеется, в комиксах. Поэтому о большинстве публиковавшихся в «Велесе» (и не только) историй можно сказать следующее: это русский патриотизм в формате голливудского боевика категории «B» на VHS-кассете. И в этом ощущении также заключена огромная ценность данных сюжетов.
Открывает сборник блок комиксов, созданных художником Игорем Кожевниковым. Прежде всего, это культовый «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», классическая русская сказка в оболочке нарождавшегося тогда славянского фэнтези. Примечательно, что долгое время была известна только первая, цветная часть истории, её окончание в ч/б формате было опубликовано только в 2017-м году. Сюжет знаком с детства: на некоторое государство движется напасть в виде Чуда-Юда поганого. Царь призвал двух богатырей, купца Кирибея (с хрестоматийной внешностью Петра Первого, на чтобы это не намекало) и старого воеводу Распугу. Уже тот факт, что первым делом они спросили у царя «А что нам будет за это?», более чем исчерпывающе характеризует данных персонажей. Хорошо, что за ними увязался Иван. Дальше по сюжету нас ждёт река Смородина и Калинов мост, а иносказательность фольклорной былины перерастает в прямолинейность фэнтезийного экшена. Монстры нарисованы в традициях девяностых, как нечто среднее между оформлением альбомов групп, играющих тяжелый рок, справочником чудовищ Юрия Петухова и артами с хлынувших тогда в страну фантастических романов. При этом Кожевников рисует очень детально, видно, что он хорошо знаком с техникой книжной иллюстрации, умеет выдать экшена. В целом, бодрая сказка с правильным социальным посылом, без простого русского мужика, готового взять в руки булатный меч, страна не выживет.
«Через кровь и страдание» - боевик в жанре постапокалипсис, резонирующий с настроением эпохи. В 1992-м казалось, что мы как раз куда-то в пространство этой истории и движемся, недаром сами авторы отмерили совсем мало времени до наступления описанной реальности, в которой государства нет, армии не существуют, кругом вампиры, превращающиеся – внезапно – в железных роботов, дикари и повстанцы-коммунисты (в симпатиях к которым авторов трудно заподозрить, зато лучи надежды посылаются демократам; допустим, это отголоски недавнего путча ГКЧП). Главный герой Андрей, матёрый боец, пробирается по разрушенным пустошам, выполняя задание, попадая из одной перестрелки в другую. Хаотичный рассказ с мощными экшен-сценами, сбиванием вертолёта из «калаша» и предсказуемыми, но всё же твистами, пропитан сумраком и безнадёгой, но заканчивается жизнеутверждающим императивом «Жить!» вместо упаднического «Доживать».
Следующий комикс называется «Гниющий водоём» и он максимально странный. В пятом веке нашей эры римская когорта отправляется на юг, где попадает в засаду варваров и вынуждена спасаться на берегу болота. У меня есть только одно рациональное объяснение всему тому, что показано дальше: римляне надышались ядовитыми болотными миазмами и их стало «штырить». Потому что то они рубят огромных змиев, то попадают в фашистский концлагерь, где наводят свои порядки, то помогают юному императору в изгнании вернуть себе власть в Римской империи (видя будущее государство в возрождении традиционных верований, в связи с чем начинают резать и жечь христиан, «разваливших» всё хорошее с точки зрения героев), то оказываются в советском лагере системы ГУЛАГ, где встречают Сталина, в котором узнают Нерона, чей профиль отчеканен на римской монете. Если что, дошедшие до нас изображение Нерона максимально далеки от образа Иосифа Виссарионовича, но комикс не даёт вам времени об этом подумать, тут всё меняется буквально от кадра к кадру. Вопрос «Что это было?» закономерен, скорее всего, тут сказалась мода на фантастику про всевозможных попаданцев.
Титульный «Велес» представляет собой ещё один яркий образец славянского фэнтези, правда, без сказочных моментов. В поселение некоего вождя прибывает гонец князя Велимира с целью отобрать молодых воинов в войско, готовое дать отпор наступающим сарматским ордам. Особо приглянулся «хэдхантеру» сын вождя Велес, но отец категорически не хотел его отдавать. Чтобы недопонимание не закончилось кровью, Велес, попрощавшись с невестой Красавой, сам уходит в войско. И его встреча с сарматами будет намного раньше, чем планировалось. Комикс короткий, крепко сбитый по сюжету и действию, богат на мускулистые торсы и транслирует понятную Идею – к нам соваться не стоит, будет хуже. У нас даже девицы-красавицы могут ради любимого уложить толпу врагов.
Если что, первая глава комикса «Поединок» называется «Человек-Паук» и это не шутка, тут действительно есть такой персонаж. Самый главный злодей. Начинается всё в духе типичного милицейского детектива с советского телевидения, майору Буганову поручают расследовать похищения женщин. Улик нет, свидетелей нет, на месте последнего преступления труп, будто бы облитый кислотой. Монстра быстро найдут, в его происхождении явно замешаны доктор Джекил и мистер Хайд, а в образе паука можно разглядеть «Муху» Кроненберга. Но это только начало истории. Не успеет труп чудовища остыть, как по кадрам комикса начнёт расползаться ощущение липкой паранойи, когда никто из людей, окружающих Буганова, не вызывает доверия и может «обернуться» в любую минуту. А оборотнем в погонах можно стать в прямом смысле. Концовка, правда, вышвыривает героев из постсоветской реальности в мир тёмного фэнтези (в этом мире строго запрещено ходить с одетым торсом и без меча), но после «Гниющего водоёма» этим не удивишь.
Второй блок сборника посвящен работам Константина Комардина. Вдохновленные визуалом «Ронина» Фрэнка Миллера «Ратоборцы» смешивают историю военных походов Суворова, тёмную магию и восточный мистицизм. Наши солдаты однажды остановились «не в том» монастыре, и им пришлось столкнуться с магом в чёрной рясе и с бронированным роботом, и всё это из-за древнего артефакта. Далее следует мини-сериал про Агента Z (удачно вписавшимся своим позывным в актуальную повестку). Пародий на Джеймса Бонда существует бесчисленное множество, было бы странно, если эстетику 007 не пропесочили бы и здесь. Z, жизнерадостный в силу непроходимой тупости громила в белом костюме – тот, кого начальство посылает на задание в самом последнем случае, когда других вариантов нет. Он сначала стреляет, потом пытается думать, но чаще всего остаётся в дураках. Действовать ему приходится в фантастическо-идиотической реальности, где есть парящие в небе казино, бластеры, летающие машины и разумные членистоногие, захватывающие власть в отдельно взятом мегаполисе. А ещё Z очень похож на Инспектора Гаджета. И без роковой красавицы в красном платье не обошлось, тут кто-то вдохновлялся лучшими моментами фильма «Кто подставил кролика Роджера». Бодрое фрикачество, напоминает по атмосфере легендарный мульт про капитана Пронина.
«Отверг» 1995-го года никогда до этого не публиковался. Ещё одна история, вдохновлённая Миллером, на этот раз «Городом Грехов». В сером мире вероятного будущего громила в чёрном плаще с неясными, незапоминающимися чертами лица защищает некую девушку. Вопрос, а нуждается ли дама в защите, возникает ближе к концу. Подземелья, гонки на мотоциклах, разряды дробовика и некая скомканность истории, которая в лучшем из вариантов могла бы стать чем-то вроде «нашего ответа» европейским bande dessinée. «Плазмоид» - иронический взгляд (но, может быть, тогда всё было на полном серьёзе) на pulp fiction фантастику, которую в те годы запросто выдавали за шедевры НФ. И также это очень похоже на наивные ретро-комиксы эры зарождения супергероев. А некоторые персонажи напоминают пластмассовые фигурки футуристичных солдатиков (мы из называли «монстрами» или «роботами»), продававшиеся тогда в каждой палатке «Союзпечать». Если резюмировать, то комикс, конечно, трэшовый, но в какой-то момент рука тянется к лицу и хочется сказать: «Ничего, мне просто ностальгия в глаз попала». Ещё одна неопубликованная ранее история называется «Русская зима», это что-то типа вариации на тему фильма «Красная жара» - оттого и цветовая гамма тут сияет багрянцем, - только уже американский чернокожий полицейский (похожий на рэпера в шубе и с понтами) прилетает в Россию, где ему в напарники дают самого бесперспективного милиционера. Сначала заокеанского коллегу надо просто поводить по культурным объектам, но в Москве девяностых гораздо проще, даже не желая этого, выйти на банду наркоторговцев. Максимум блокбастерного пафоса вроде фраз «Сейчас я исправлю ошибки ваших матерей!» и «Прощайся со своей жалкой душонкой!» и юмор… странный, но юмор.
Конечно, это не все комиксы, которыми прославился «Велес». Не охвачен «Видар» Радика Садыкова, не упомянут цикл «Красная кровь», нет Русского Мишки. Вся «жесть» и «откровенность» тоже убраны, хотя до «Велеса» его творцы выпускали сборник «СЮП: Секс Юмор Приключения» с понятным содержанием. Но эти пропуски дают надежду, что данный том от «Альпаки» лишь первый в череде других переизданий нашей комикс-классики. Не исключено, что кто-то, полистав «Велес», удивлённо пожмёт плечами. Что ж, бывает, но тут стоит сказать, что какие времена – такие и комиксы. Что интересно, в «Альпаке» не стали вносить коррективы, например, не тронут максимально рукотворный (мягко говоря) леттеринг некоторых историй, который прям режет глаз. Помимо комиксов, в книге есть интервью со художниками, авторами и издателями «Велеса», их истории от первых лиц дополнены архивными фото. Узнать, как всё начиналось, как энтузиазм помогал творить и как комиксы вдохновляли – это всегда интересно. Также можно найти рекламу других проектов «Альпаки», дающих понять, что русские комиксы имеют свою историю и продолжают активно развиваться. Издание можно смело назвать премиальным, сделанным с душой: твёрдый переплёт с выборочной лакировкой, размер 297х210мм, арты на форзацах. 248 страниц, тираж 1000 экземпляров. Часть тиража на стадии предзаказа была доступна с вариантными обложками.