20 апр. 2025

Мнение: Вязь. Том первый

Фраза «Двое из ада» на обложке данного комикса – не часть его названия, а псевдоним авторского дуэта, создавшего эту историю. О героях комикса так тоже, конечно, можно сказать, но есть нюансы: героиня занимается колдовством, а значит, по ортодоксальным убеждениям, Ад ей гарантирован, а герой уже пребывает в персональном Аду, сформированным тяжестью совершенных им поступков. Для него, казалось бы, выхода из этого Ада нет, остаётся пропадать где-то на помойке. Но ему повезло, мимо не прошла Она, присмотрелась, решила помочь. И теперь им нужно разобраться в переплетении древней магии, грехов, беспамятства и безумства в том, случайно ли они встретились или это пресловутая вязь судьбы соединила для чего-то.

В последнее время книжные магазины заполонил новый тренд – романы о современных хороших ведьмах и колдуньях, фэнтезийное воплощение славянской магии для романтичных читательниц, которым ещё недавно отлично заходили бесконечные циклы о вампирах. И вообще спрос на колдовство в обществе сейчас очень высокий. Вот и первый том комикса «Вязь», на первый взгляд, продолжает этот тренд, раскрывая перед читателями герметичную (действие, за исключением первой сцены, целиком разворачивается в стенах небольшой квартиры) и почти что театральную (можно даже назвать это дуоспектаклем) историю, в которой участвуют всего два персонажа и немного живности. Хотя нет, в режиме жирного спойлера всё же скажу, что персонажей по факту три, и это будет главный сюжетный поворот. А пока познакомимся с героями. Красивая женщина в скромном платье на обложке – Верона (Вероника), белая ведьма. Однажды на улице она находит молодого человека без памяти и в крайне удручающем состоянии. Многие бы прошли мимо, презрительно кинув «Надо же, докатился!», но сердце Вероны подсказывает, что незнакомец остро нуждается в помощи. Молодого человека зовут Исмаил, вытягивая из его чёрного беспамятства потихоньку воспоминания с помощью горящих свечей, оберегов, чёрного песка, ритуалов и бурлящего в кастрюле на плите зелёного зелья, Верона узнаёт, что он из Дагестана, из семьи правоверных мусульман и что в его жизни случилось что-то страшное, связанное с древней восточной магией.

Намеренный изоляционизм комикса, выраженный теснотой типовой пятиэтажки и фактическим отсутствием каких-либо энергичных действий, заставляет концентрироваться на внутренних монологах персонажей, на их диалогах, на авторском тексте, проясняющем основные аспекты философии городских ведьм. Расчищая память Исмаила, Верона соприкасается с одним из важных аспектов исламского мистицизма, хорошо знакомым по книгам из серии «1001 и одна ночь» и по мультфильмам от Диснея (тут уж кому как). Казалось бы, чистая сказка, как такое может быть в современном мире? Но воспоминания, ритуалы и настойчивость Вероны, которая не побоялась впустить к себе в дом незнакомца, вскоре приводят в тому, что сказка становится реальностью, причём к этой реальности кое-кто из персонажей придёт через чудовищную боль содеянного разрушение. Атмосфера комикса к этому моменту основательно потяжелеет от сгущающегося саспенса, магии станет существенно больше. А химия между персонажами наполнит квартиру феромонами. Авторы делают довольно неординарный ход в рамках мистическо-романтического тренда и объединяют ближневосточные мотивы с более близкой нам славянской магией, хотя на самом деле – это становится очевидным к концу первого тома – всё же используют основной архетип, сформировавшийся ещё во времена «Сумерек». Архетип такой: «Героиня манипулирует сверхсильным, иррациональным Героем, подчиняя его себе и влюбляя в себя». Верона в тандеме с восточным красавцем явно оказывается более сильной, способной с помощью какой-то особой женской магии направить темперамент гордого и даже жестокого красавца в нужное ей русло. До любви тут дело пока не дошло, но ещё не вечер.

Любопытная аналогия: персонаж провел долгие века в замкнутом пространстве, а, оказавшись в современном мире, обнаруживает, что ничего толком не изменилось и мы все так или иначе пребываем в бетонной изоляции тех самых панелек. Размеры и интерьеры, конечно, меняются, но суть та же, Верона не даст соврать. Но «квартирный вопрос» - не единственное, конечно же, что связывает персонажей этой истории. Арабская вязь, прорывающаяся то проклятьями, то молитвами, опутывает мужчину и женщину красными нитями. В квартире с обшарпанными полами и оторванными обоями звучат всё громче заклинания, клятвы, желания, загорается огонь. И даже льётся кровь (немножко). В общем, заканчивается первый том обещанием бурного развития отношений.

Рисунок комикса я, по аналогии с содержанием, тоже назвал бы домашним. Здесь тёплые акварельные текстуры обрабатываются с помощью цифровой графики, балансируя оттенками на грани уютного быта и инфернальной иррациональности, когда этого требует момент. Сами персонажи живые и реалистичные. Верона – воплощение женской красоты и мудрости, вроде бы внешне обычная, но сила и женственность приступают в ней изнутри вместе с желанием помочь ближнему, может быть, даже во вред самой себе. Исмаил по первости похож на героя турецкого сериала, накачанный красавец в беде, но беда в нём все же доминирует, и он оказывается страдающим персонажем, от которого, однако, всё время ждёшь какого-то проявления зла, укоренившегося в нём. И это ожидание тоже неплохо работает над нагнетанием саспенса. В целом, интересная пара. Интересно и то, как авторы рассматривают взаимодействие разных культур в контексте нашей многонациональной страны, упоминая события и периоды, которые в силу социального и политического курса принято если не замалчивать, то особо не афишировать.

Комикс в жанре «городского фэнтези» и «колдовской романтики», я бы так это описал. При этом самобытный. Выпущен в издательстве «АСТ» в серии «РомГраф». Формат тпб, шитый блок, размер 140х210мм (честно говоря, хотелось бы побольше). 64 страницы, есть информация об авторах. Тираж не указан.

https://vk.com/2fromhell

Craftum Сайт создан на Craftum