В самом начале второго тома комикса Сильвена Репо «Yojimbot» («Оригинального переосмысления «Телохранителя» Акиры Куросавы», об этом вам напомнит не только аннотация на задней стороне обложки, но и многочисленные отсылки и референсы внутри книги) один злодей рассказывает другому злодею о невероятном открытии в области искусственного интеллекта: если заложить в программу мизерную долю свободы, то механизмы, подчиняющиеся этой программе, будут вести себя по-разному, получая разный опыт и анализируя его. Это еще не свобода воли, которая в отношении технологичных устройств и программ уже сейчас вызывает массу опасений, но что-то определённо прокладывающее к ней дорожку из нулей и единиц, или чего ещё менее материального и более абстрактного. В нашей реальности подобные рассуждения – пока еще предмет теории, в мире Репо – наступившая реальность, которая обязательно проявит себя в сюжетных перипетиях, сыграв ведущую роль. Даже немного жаль, что столь чудесные дела происходят уже после всемирной катастрофы, когда привычная техногенная реальность была разрушена, а роботы, призванные изменить этот мир, ржавеют без дела. Или нет? Что, если и последствия катастрофы преувеличены, и роботы могут послужить людям в полной мере?
Мальчик по имени Хиро вынужден скрываться на острове, изначально задумывавшемся как парк аттракционов, в котором роботы-самураи разыгрывали сцены из истории древней Японии (то есть, тут не только к Куросаве отсылки, но и к сериалу «Мир Дикого Запада»). Ситуация с Хиро исчерпывающе описывается фразой о детях, отвечающих за грехи родителей. Зато в условиях острова паренёк нашел себе верного защитника, робота-телохранителя Шерю. А потом из груды металла и из заброшенных косплей-магазинов извлек ещё нескольких железных бедолаг, которых привел в порядок, оживил и почистил. Странновато, конечно, видеть, как парнишка походя реанимирует сложную технику в условиях технологической безнадёги, но надо помнить, что его родители были не простыми людьми, собственно, за ними велась основная охота. Представители «Нового Мирового Порядка», пока выжившие в катастрофе отсиживаются в Терминале, считая за счастье поесть собачьих консервов, снова и снова посылают отряды механизированных боевиков прочесывать остров. Придумывают способы, как отключить электроэнергию, чтобы защитники Хиро не могли подзаряжаться и вышли из строя. Да парень понимает, что с острова надо валить, перебираться в большой мир. План у него уже есть, осталось всей компанией добраться до побережья, но это куда проще сказать, чем сделать. Приходится затаиться на несколько дней в недостроенном (но всё равно выглядящем невероятно круто и аутентично) парке. Завести новые знакомства. Понять, что твои друзья разные и что их программы указывают им совершать логичные, но жестокие в точки зрения несовершенной человечности поступки. Неожиданно встретить близкого человека, обеспечив комиксу мощный клиффхэнгэр. И стать участником настоящей битвы роботов.
«Ржавые ночи» - продолжение, можно сказать, сиквел. А у сиквелов есть правило, они должны быть зрелищнее, быстрее, эпичнее первой части. Сильвен Репо этого правила придерживается, так что, если вы ждали стильного механизированного экшена, то второй том «Yojimbot» вас порадует. Также заметно, что французский художник вдохновляется стилистикой манги, выбирая не менее классические, чем кинематографический «Телохранитель», примеры для подражания. Например, работы Осаму Тэдзуки. А вообще заметно, что людей-героев Сильван любит, но вот роботов-самураев и боевую технику в целом просто обожает. Друзья Хиро наделены индивидуальными чертами характера (что сближает их в «Семью самураями», ещё одним шедевром Куросавы), их механические тела, завернутые в простое кимоно, прорисованы до мелких деталей, как и более сложные боевые машины. Также детально проработаны интерьеры и декорации японского парка, к которому вплотную подступает природа, намекая, что против нее у заброшенных испуганным человечеством зданий и механизмов нет никаких шансов. Но настроение в кадре и общий фон не заставляют тревожиться по этому поводу. Тут это, скорее, причина посидеть, помедитировать, сложить хайку.
Как и в первом томе, львиную долю атмосферности комиксу обеспечивает колорист Нуари. Яркие, сочные, местами кислотные и неоновые, контрастные цвета – когда-то это считалось признаком киберпанка, теперь это retrowave, уже ностальгия по киберпанку, который так и не наступил. Благодаря Нуари этот переживший катастрофу и полный жестокости мир всё же не тревожит, это не серое будущее стандартного постапокалипсиса. Это аттракцион, где на одной «игровой арене» сходятся противоположности: люди и роботы, природа и технологии, добро и зло. Программный код и непредсказуемость человеческой души. Власть имущие, провозглашающие первоочередное спасение мирового капитала, и бунтари, бросающие им вызов. И это тот случай, когда противоположности сходятся, складываются, как кусочки паззла, в интересный сюжет с роскошным визуальным воплощением. «Ржавые ночи» выпущены на русском издательством «Питер». Твёрдый переплёт, формат 201-268мм, 160 страниц. В разделе с бонусами эскизы главных героев (разумеется, роботов). Есть ссылка не бесплатный вебтун-сайт, где можно почитать истории из мира «Yojimbot». Тираж 1200 экземпляров.