
Покинув родную деревню (где большинство жителей считало его презираемым «полукровкой» и буллило за необычную форму ушей и цвет волос) юноша Сио Фумис двинулся в столицу материка Атлатонин, в город Ахцак, где расположена Верховная Библиотека, она же Храм Письменности. Она же - сосредоточение всех знаний цивилизации. Путь, как и положено, получился долгим, поэтому у Сио было много времени покопаться в себе и дать волю разным мыслям. Сначала он не верил своему счастью, потом его начали грызть сомнения в собственных силах, ведь в путешествие он отправился не просто для того, что вернуть одну ценную книгу её хранительнице, а чтобы сдать сложнейший экзамен и стать кахуной. Или, наверное, кахуном, тут сложное склонение, обусловленное в том числе и тем, что на эту должность, как правило, выбираются женщины, мужчин-библиотекарей гораздо меньше и до сих желание стать одним из хранителей книг, высказанное представителем сильного пола, вызывает у окружающих недоумение. Хотя великие Архимаги, спасшие когда-то Атлатонин в войне с Полынным Вестником, были как раз мужчинами. Но пока подобные вопросы не сильно занимают Фумиса, ему и без этого есть, чем заняться в пути. Вначале, например, он поможет разрешить межнациональный конфликт. За «своего» Сио окружающие, принадлежащие к народности «гуронцы», принимают редко, с не меньшей осторожностью относятся они и к лакотанцам, которые в манге выступают в роли азиатов: у них узкие глаза, они занимаются торговлей и возят самый лучший шёлк. Однажды Сио встречает совсем маленькую девочку, которая лакотанцев так ненавидит, что даже готова устроить на рыночной площади провокацию, перерастающую в потасовку.

Как в этой максимально-нетолерантной ситуации может помочь книга? Она выступит источником знаний о других народах, поможет разобраться в традициях и откроет глаза на некоторые моменты, которые изначально можно было воспринять как оскорбительные действия - если не знать их истинного значения. Таким образом с помощью книги Фумис не только защитит чужестранцев от нападок, но и спасет свадьбу. Начальная глава второго тома прямо так и уверяет, что знания - это «лекарство» от нетерпимости и прививка толерантности, которая, правда, часто не решает проблемы, а маскирует их за красивыми терминами. Например, говорить «полукровка» - всё же уже невежливо, в приличном обществе нужно использовать словосочетание «дитя согласия», звучит красивее и вроде как снимает вопросы. Ну и главное, чтобы у «чужаков» тоже были со своей стороны всё разъясняющие книги, и они прибегали к их советам.

Во время следующей остановки торгового каравана Сио сведёт знакомство с Михоной Коахау, хвастливой девушкой тринадцати лет, которая также направляется на экзамен в Ахцак. Поэтому конкурент ей точно не нужен, но по воле судьбы ей и Фумису придётся объединить усилия в борьбе с книжными ворами. Не теми, кто украдкой тырит книги в книжном магазине, тут прям ОПГ, нападающая на книжные лавки в те дни, когда туда завозят очередной том сериального блокбастера и у дверей вырастает длинная очередь из желающих узнать о том, что же там будет дальше с любимыми героями. Зачем воровать книги? Чёрный рынок литературы в этом мире очень развит, а ещё эта ситуация освещает извечный конфликт между книжными лавками и библиотеками, где книги можно брать бесплатно и, значит, это плохо сказывается на бизнесе. Вообще сюжет манги устроен так, что любая ситуация для Сио - это пополнение его багажа знаний, поиск и сбор информации, которая наверняка пригодится ему в дальнейшем. Также это поиск новых знакомств, полезных и не очень, а в одном из эпизодов юноша обзаведётся даже ручным питомцем. Потому, что главный герой манги без пушистого друга, претендующего на роль маскота и любимца фанатов, согласитесь, это как-то странно. Правда, для того чтобы пушистый друг уехал дальше с Фумисом, юноше придётся в буквальном смысле пострадать. И получить очередной урок, на этот раз о материальной ценности книг и о том, почему важно в этом во всём разбираться.

Мир «Архимага», как я уже отмечал в обзоре на первый том, основан на эпохе рассвета исламской цивилизации, когда восточные мудрецы двигали вперед науку и культуру, внося вклад в мировую историю. Люди здесь смуглы, а женщины, как правило, ходят с покрытыми головами, в очень красивых и богато украшенных одеждах. При этом данный мир ещё и очень эклектичен, помимо кахун, которые перекочевали сюда из гавайского мистицизма, здесь и настоящие индейцы присутствуют, а за магическую составляющую отвечает фэнтэзийная мана, наличие которой у главного героя иногда превращает его в читера: Сио может выдать что-то «сказочное» тогда, когда он него этого совсем не ожидаешь, слишком уж спонтанные поступки персонажа даже разнятся с его образом «миролюбивого ботаника». При такой эклектичности естественно, что в своих диалогах персонажи затрагивают самые разные темы, порой даже те, которые и в наше время запросто перерастают в грандиозные перепалки с непредсказуемыми последствиями. Например, в одном из эпизодов персонаж научно обосновывает состоятельность теории эволюции в противовес религиозному мировоззрению. А в другой сцене обсуждается, почему одних живых существ мы обожаем и считаем своими друзьями, а других употребляем в пищу без особых раздумий и сомнений. Тема разобрана с разных сторон (включая территории, где обычно уже начинает пылать пламя холиваров), за этим реально интересно наблюдать, что-то принимая для себя, что-то отвергая.

Каким бы долгим не было путешествие, главный герой обязательно достигнет своей главной цели. Ахцак встречает Сио невероятными красотами и поражает бесконечными рядам книжных стеллажей, заставленных сокровищами. Но времени на подробное изучение всего этого пока нет, на носу у Фумиса и его новых приятелей/конкурентов сложнейший экзамен, на первом этапе которого кахуны запирают соискателей в одиночных комнатах, где юноши и девушки выполняют задание по сбору и систематизации информации. Сам принцип первого тура экзамена, честно говоря, до конца не понятен. Он просто преподносится как изматывающий, не все экзаменуемые способны пережить напряжение и бессонницу, многие сдаются и уходят в слезах. Я в свое время сдавал экзамены по библиографии, вот на них показанные испытания похожи, но в реальности всё обходилось без жести и нервных перегрузок. И это только первый этап, с окончанием которого завершается и второй том манги Мицу Идзуми. Надо отдать мангаке должное, у нее получилось создать огромный, очень красивый и, главное, живой и продуманный мир, отправиться пусть и в ментальную, но экскурсию по которому мотивируют, в том числе, т.н. «Дорожные панорамы» - страницы из книг, рекламные открытки или яркие открытки, демонстрирующие широты и красоты Атлатонина. Окаменелости древних мастодонтов в качестве туристических достопримечательностей, высокогорные долины, грибные болота, загадочная каменная плита (вдруг это отсылка к «Космической одиссеи» Кубрика?), равнины и озера… это и звучит-то круто, как идеальное содержание сочинения на тему «Как я провел лето», и выглядит просто бесподобно. Как и сложные городские планы Ацхака, у Идзуми в команде ассистентов явно был архитектор. А ещё сюрпризом выглядит то, что в этом мире до сих пор водятся динозавры, не ящеры-переростки, а большие одомашненные создания, напоминающие существ из палеонтологических атласов.

«Архимаг библиотеки» продолжает казаться мангой легкой, в чём-то даже атмосферной. Драматические моменты тут, безусловно, есть, но всё равно после прочтения второй том всё также оставляет довольно светлое чувство. Хотя и начинается всё с иллюстрации из учебника истории, демонстрирующей самую настоящую бойню. Это как бы даёт понять, что в этом мире тоже были тёмные времена. Как знать, может, ещё и будут. Самого Сио мангака через реплики и мысли окружающих его персонажей продвигает на роль Избранного, но я бы пока не был в этом вопросе категоричен, в конце концов, парень даже экзамен ещё не сдал и не понятно, что будет дальше, как повернётся сюжет. Посмотрим. Манга продолжает выходить в издательстве «Азбука». У книги твёрдый переплёт, суперобложка с конгревным тиснением и необычной с точки зрения тактильности поверхностью. Формат 136*200, 256 страниц, тираж 5000 экземпляров.