Страна наша велика и необъятна, в следствии чего на её просторах могут формироваться культурные и жанровые «анклавы». Например, в последние годы очень много рассуждают о феномене якутского кинематографа. Творческие люди из Хабаровска тоже решили пойти своим путём и придумали не просто комикс, а первый дальневосточный horror-комикс. Подразумевается, что в нём читатели увидят что-то самобытное, характерное для Дальнего Востока… может быть, на страницы комикса переберутся какие-то местные легенды? Если судить по первому синглу запланированной серии, то тут и «Да», и, в тоже время, «Нет». Хотя место действия однозначно можно назвать легендарным, если вы будете в Хабаровске и спросите у прохожих, как вам до этого места добраться, вам наверняка подскажет большинство встреченных людей. Дом Коммуны, нынешний адрес: ул. Муравьёва-Амурского, 25, внесен в перечень объектов культурного наследия Хабаровского края. Но это вроде как народное название, на самом деле он Дом-Коммуна, детище архитектора Гейтмана и одна из тех советских построек тридцатых годов прошлого века, в архитектуре которых власти пытались реализовать идеи нового коммунального быта для нового общества. Таких Домов-Коммун по стране разбросано несколько штук, в Москве подобный экспериментальный дом расположен на улице Орджоникидзе, в проекте он был заявлен как «машина для жилья». Идея этих глобальных коммуналок активно развивалась, но быстро затухла, то ли народ оказался не готов, то ли задачи партии изменились. Каждый из этих домов интересен по-своему, будет время - почитайте об их истории. Ну а мы вернёмся в Хабаровск.
Местный Дом Коммуны изначально был построен для проживания работников НКВД. Но в одну из ночей 1933-го года сотрудники данной организации наведались сюда не для того, чтобы отдохнуть, а сугубо по работе. Причём пришли они «брать» самого Вальдемара Августовича Гейтмана, архитектора дома и учёного. За что? Всё по классике, за расхищение социалистической собственности. Гейтман успевает передать некие документы своей помощнице Варе, а сам встречает нквдшников чуть ли не лекцией о невероятном изобретении, которое может быть как источником бесконечной энергии, так и бессмертия. По сути, это странный портал в стене, ведущий куда-то… не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что с подобного портала начиналась вся многосезонная заваруха в сериале «Очень странные дела» и во множестве других похожих произведений. Оперативникам бы послушать Гейтмана, но нет. Развитие очень нервной, наэлектризованной (и этого хорошо передано в рисунке, в раскадровке) ситуации вполне предсказуемо. Как и то, что действие перенесётся в наши дни. Опять же, в Хабаровск. Молодая пара, Николай и Александра, вместе с сыном Лёшей прилетают в город, чтобы купить как раз ту самую квартиру, где всё вышепоказанное произошло. Вроде всё обычно, разговоры в машине риэлтора о дороговизне недвижимости в Москве и Хабаровске и прочие заурядности, вот только странные переглядывания молодой пары в качестве реакции на некоторое вопросы вызывают подозрение, что тут что-то не так. Но это пока просто подозрения, элементы тревожные, раскиданные по кадрам. Сама квартира пару устраивает, да и Лёша находит целый шкаф старых советских игрушек. Цена приемлемая, дом легендарный, вот только присутствуют странные надписи в подъезде, да по стенам ползают сороконожки. Сами по себе не очень приятные существа, в мире же дальневосточного хоррора именно им, насколько я понимаю, отведена особая, «пугательная» роль.
О семье нужно знать главное: Коля - потомок Гейтмана, а с помощью Лёши успешно выполнено главное условие по продаже квартиры. На этом авторы комикса оставляют семью наедине с их новым недвижимым счастьем (оно, конечно, выглядит, мрачновато, но со старыми домами, но чьим коридорам устало шаркает История, такое бывает, ремонт элитному жилью точно не помешает) и, не меняя локации, обустраивают финальную сцену, обеспечивающую и интригу, и классический клифхэнгэр. Спойлерить не буду, но сценарист Сергей Йакф продолжает приручать читателей бояться сороконожек. Точнее того, во что они могут превратиться. В конце первого выпуска кто-то будет кричать в рацию, вызывая «Первого», но - безрезультатно, и по вполне понятным причинам. Вот таков первый выпуск «Дома-Коммуны». Пока что какой-то особой дальневосточной специфики не ощущается, хотя действие провязано к определённым точкам на карте, посмотрим, что будет дальше. Потому что как раз «посмотреть» после данного сингла на продолжение хочется. На задней странице обложки обещают «Секретные эксперименты», «Таинственные культы» и «Непобедимое существо», и тут уже фантазии есть куда развернуться. Я, например, настроен на микс из упомянутых «Очень странных дел» с мистикой Лавкрафта, к которым наверняка добавят советской эстетики (Не зря же был выбрал именно этот дом?).
За рисунок комикса отвечают Роман Шевердин («Илья Муромец», «Кладоискатели») и Владимир Сахнов («Алиса»). Как я понимаю, Роман рисовал первую и последнюю трети сингла, получилось атмосферно и заметными аллюзиями на стиль Майка Миньолы, что, впрочем, давно и успешно трансформировалось в собственный, узнаваемый стиль Шевердина. Владимир взялся за центральную часть комикса, лица тут нарисованы чуть попроще, заданная атмосфера грамотно поддерживается. Я не знаю, что сейчас происходит с колористами русского комикса, возможно, где-то открыли какие-то действительно полезные и практические курсы, но классных работ в этом направлении лично я наблюдаю всё больше и больше. «Дом Коммуны» благодаря Александре Чихладзе не стал исключением, приглушенные коммунальные оттенки нагнетают саспенса, который подчёркивают следы от пуль на дощатом паркете и расцветка обоев, прямо-таки вгоняющая в транс. Поколение людей, «зависавших» на узоры бабушкиного ковра над кроватью поймут, о чём речь. Эти обои так и хочется ободрать, чтобы впустить в кадр больше света. Но нельзя. Вдруг сороконожки полезут? Или за этими кусками бумаги притаилось в стене нечто другое?
Комикс издан в формате сингла, здесь 24 страницы на скрепке. Есть информация о самом доме и напечатано его современное фото. Тираж 1000 экземпляров. Часть тиража доступна в альтернативном, крафтовом варианте. «Дом коммуны» выходит в «Bulaev Group», «первом издательстве на Дальнем Востоке, создающим свою фэнтези-вселенную, воплощенную в книгах и настольных играх».