
Большие ресницы, гипнотические узоры на одежде, томные губы и юноши (а иногда и девушки), чьи образы вдохновлены аниме и отлично бы смотрелись на постерах с К-Поп айдолами. Это первый артбук отечественной художницы Джо Котляр, которая создавала провокационную мангу «Ты мой!» и объединяла «young adult» и «городское фэнтези» в «Райтерах». В артбук включены цветные, чёрно-белые арты, а также зарисовки, созданные в период с 2020 по 2024 годы. Сама Джо разделила собранный материал на восемь тематических разделов, в которые я и предлагаю по очереди погрузиться.

Начинается всё с фотографии рабочего стола, вещи на котором - скетчбук, перья, чернила и что-то красивое с японскими иероглифами, - настраивают на определённый лад. После короткого авторского предисловия (как по мне, несколько безэмоционального, обычно художники встречают в артбуках своих читателей как-то пободрее, но это так, частности) начинается, буквально, магия космоса. Не совсем уверен, что мне понятен термин «ретрозвёздная тематика», и не хочу сказать, что уловил во всех представленных мужских и женских образах явные отсылки на созвездия, знаки зодиака и прочий магический космос, но точно могу констатировать, что именно здесь в полной мере проявляет себя фирменная стилистика художницы. Большие глаза, смотрящие на вас с вызовом и гипнотизирующей порочностью, стильный хаос «мокрых» волос, тёмный макияж и обязательные татуировки, сложные узоры и принты, тонкая вязь украшений, всяких многоуровневых сережек, подвесов и всего такого, в чём как раз и можно разглядеть «звёздность». Но чаще всего внимание акцентируется на чёрной помаде не губах всех этих юношей, которые то ли принцы (уже не маленькие, но ещё не потерявшие связь с космосом), то ли герои фэнтези для девочек. Следующая глава называется «Красота в деталях» и её содержание этому полностью соответствует: те же портреты молодых людей, только дополненные природными орнаментами и элементами (бабочками на лице, цветами, листьями и хлопьями снега) и щедрым декором одежды в стиле haute couture с доминированием готической эстетики. Отдельно выделены портреты Мин Юнги из BTS, это, кстати, очевидный маркер, чтобы понять основы стиля Джо.

«Мелодия для короля» изначально должна была стать мангой, но в силу обстоятельств получилась текстовым романом с иллюстрациями Котляр. Собственно, в данном разделе иллюстрации, арты и эскизы по этому проекту и собраны. С первоисточником не знаком, но, судя по картинкам, это что-то фэнтезийное про аристократов и правящие династии, отчего здесь у персонажей просто роскошные костюмы. Сами персонажи - статные юноши, иногда трагичные, иногда жеманные. И очень часто обнимающиеся друг с другом, демонстрирующие проскакивающую между ними химию. Но наверняка это всё о настоящей дружбе и не более. Да и готические красавицы-лолиты в стиле вампирских благородных семейств тут тоже присутствуют. Часть артов явно отсылает к таким хитам, как «Благословение небожителей», но это в более полном объёме проявлено в следующем разделе, называющемся «Азиатский сеттинг». Андрогинные персонажи в окружении драконов (порой выделенных нефритовым цветом на чёрном фоне), огонь, снег, церемониальность… всё очень эстетично и максимально красиво. А цветной разворот из скетчбука полностью передает стиль традиционного азиатского арта. История «Не грусти» нарисована для международного конкурса немой манги, заданием для Джо было изобразить без слов слова «грусть» и «дружба». Так большеглазый, восторженный мальчик в матроске и бескозырке встретил ангела (наверное).

«Вселенная «Ты мой!»» посвящена самой, пожалуй, известной манге Джо. Тут сконцентрировано большое количество цветных артов, иногда это нежные пастельные оттенки в стиле Учителя Гуа (см. обзор на её артбук «Когда цвет встречает звёзды»), иногда Котляр использует более сочные цветовые решения. Пересказывать сюжет манги не буду, но там всё крутиться вокруг городских тусовщиков, которые всё никак не могут разобраться в отношениях друг с другом. Плакатная молодёжь, юноши, красиво позирующие в облаке падающих листов сакуры и всячески демонстрирующие, что разница между понятиями «хороший мальчик» и «плохой мальчик» может быть очень незаметной, дамы с дерзким взглядом. Здесь акцент сделан на двух вещах: чувственности и моде, причём последняя максимально разнообразно проявляет себя в костюмах персонажей. Следующие пару глав посвящены классике. Сначала мы видим «Ромео и Джульетту» в интерпретации Джо, зачем, внезапно, гоголевского «Вия». Здесь есть и черновые эскизы, и созданные на их основе полноцветные арты, воссоздающие ключевые моменты двух великих произведений. Конечно, это не совсем «стандартный» взгляд на столь известные вещи, однако, он отражает наметившуюся в книгоиздательском бизнесе тенденцию выпускать классику в том виде, в котором она скорее заинтересует молодежь. Для этого отлично подходит аниме-эстетика и прочие модные фишки, помогающие школьникам при взгляде на обложку идентифицировать Шекспира и Гоголя как «своих». Занятно, но лично я уже точно не смогу принять Хому Брута в образе красавчика из популярной группы (или из культового аниме типа «Gravitation»), а вот мрачноватая атмосфера определённо задаёт тон.
Таким получился первый артбук Джо Котляр, художницы с узнаваемым стилем. Зашкаливающая эстетичность поп-культуры и очарование вечных образов, вот такой будет короткая и точная характеристика этого сборника. Остальное вы разглядите сами. Артбук выпущен издательством МИФ. Твёрдый переплёт выборочным тиснением фольгой, формат 269*214мм, 144 страницы. Тираж 2000 экземпляров.