26 нояб. 2025

Мнение: Как Уфимка и Панкратка в гости за реку ходили

Длинные названия, рассказывающие о том, как кто-то что-то где-то сделал или куда-то отправился один либо в компании, вызывают у меня ассоциации с детскими книжками. И это очень позитивные ассоциации, потому что книжки, которые я читал или мне читали в юном возрасте, как правило, были наполнены волшебством, оставляли в душе яркий, добрый свет, который с годами трансформировался в приятные воспоминания. Примерно такой же свет начинает поблескивать вновь где-то внутри, когда читаешь на обложке нового комикса Ивана Ешукова («Папин дневник», «Боровицкий») надпись «Как Уфимка и Панкратка в гости за реку ходили». Ну согласитесь, повеяло же летом, деревней, теплом бабушкиного дома? Вот и начало комикса об этом. Уфимка (светленькая) приходит в гости к Панкратке (тёмненькая) в её большой бревенчатый дом, чтобы уже вместе с подружкой отправится в гости за реку к дяде Кватазару. На небе солнышко готово отсветить свою самую долгую летнюю смену, давая повод отметить праздник Солнцестояния, но путь главных героинь лежит как раз туда, куда дневное светило не заглядывает - в подземелье. Для похода в гости, конечно, нужно подготовиться, и Уфимка с Панкраткой (кстати, их возраст идентифицировать сложно, то ли девушки, то ли дамы, то ли даже молодящиеся бабушки), как заботливые хозяюшки, обсуждают гостинцы: плетённые шкрузельки из розовой пшеницы и клубничное вареьинце, которое среди местных обитателей Панкратка варит лучше всех.

На этом моменте комикс ещё продолжает казаться «обычным», имеющим отношение к нашей реальности. Да, непривычно звучат названия угощений и все эти «душистые сарафанчики из всех соцветий каштановой долины» и «шуба из сизой бересты с ягелевыми оторочками», но давайте не забывать, что во многих регионах нашей страны тоже встречаются угощения с необычными названиями, языков-то с диалектами у нас много. Однако, когда героини отправляются в путь, приходит понимание, что перед нами похожий, но другой мир. Называется данная местность, если вдруг будете искать её на галактических картах, Болотное Закоряжье, и здесь, в долине, чисто по-соседски уживаются самые разные существа. Кого-то вы узнаете благодаря сказкам и легендам, кто-то - создание исключительно этого мира, сложно поддающееся описанию. Тут обитают Хранитель леса (рептилоид в доспехах?!), дядюшка Мицелий (хотя так и тянет поприветствовать его как Старичка-Боровичка), разумные слизни, насекомые, жабы… смешиваясь в воображении, все эти существа заставляют представить, что так могла бы выглядеть кэрролловская «Алиса», только не в Стране Чудес, а в сказке типа «Морозко». Но в памяти также легко всплывают и истории о Муми-Троллях. Ещё здесь живут друиды (как раз они проводят обязательные для Солнцестояния ритуалы в своих чащах) и гномы, трудяги и скряги, выкапывающие из земных недр золото, серебро и прочие драгоценности. Часть из которых можно выменять у дяди Кватазара на кое-что очень нужное. Но неужели так всё светло и благостно в Болотном закоряжье? Почти. Вот только наличие Поволоки вносит малоприятные коррективы. Это такое существо, выглядящее реально как человеческая многоножка, у которой «спереди» - бомжеватый безумный мужик. Существо это, к счастью, больше пугает, так-то оно медленное и догнать героинь не может, зато способно менять окружающий ландшафт. Там дорожку в сторону повернет, тут ручеек на другую половину поляны перекинет… В общем, придётся Уфимке и Панкратке поплутать.

Первым делом, только посмотрев на рисунок, хочется сказать очевидное, что Ешуков - это наш, отечественный Мёбиус. Не поспоришь, стиль и правда схож, особенно обилием деталей и техникой мелких штрихов, задающих фактуру, глубину и объем каждому кадру. Такое сравнение сложно принять за что-то иное, кроме как за высшую степень похвалы для комиксиста. Но даже эти сходства в итоге только утверждают в мысли о том, что у Ивана сформировался уже свой, хорошо узнаваемый и сразу идентифицируемый стиль, может быть, и выросший из уважения к Жану Жиро… но тут ключевое слово именно «выросший», а ведь можно сказать, что и «переросший». Привычное здесь сочетается с необычными образами, а столь ценной «жизненности» рисунку добавляют все эти уютные слова и подробности про шкрузельки и васильковые нектарчики… нет, ну серьезно, я хочу попробовать. Да и каждая травинка в кадре, каждый изгиб ландшафта или пещерных лабиринтов, каждое деревце, каждый мостик, каждая капля воды словно тихо говорят - «да, мы на самом деле живые, вам не кажется». И в этом отличие от стиля Мёбиуса, у которого всегда всё в трещинку, всегда в следах разрухи. Очень здорово. И максимально круто в некоторых моментах, например, когда героини идут по тёмной пещере, а Иван рисует то, что пласты земли возле них, несмотря на старания гномов, всё еще скрывают от чужих глаз: скелеты исполинов. И ты понимаешь, что у этого мира есть История. Кстати, о подземелье. Когда героини вместе с целой процессией приглашённых гостей попадают в покои Кватазара, сначала, конечно, начинается застолье, может быть, и заставляющее вспомнить о «Чаепитии Безумного Шляпника», с той лишь поправкой, что все гости здесь отнюдь не безумные, а самые нормальные (как бы странно они не выглядели). После посиделок начинается настоящая Мистерия, включающая в себя Культ Луны, фантасмагорический визит Лунного садовника и раздачу лунных светляков, без которых обитателям закоряжья уже трудно представить свою жизнь. Да, Луна не случайно вступает в извечную мистическую конфронтацию с Солнцем именно в день Солнцестояния.

Дальше следует сюжетный твист, раскрыть который я не имею ни малейшей возможности. Скажу лишь, что в этот момент сказочное фэнтези переходит на территорию научной фантастики, и там «немного» касается Космоса. После этого, признаюсь, становится чуточку грустно. Но так и было задумано. Вроде к персонажам уже успел привыкнуть и даже полюбил их, поэтому всем сердцем воспринимаешь несправедливость, направленную в их адрес. Они тут на положении аборигенов, которым дают бусы в обмен на что-то ценное. Но сами местные этого не понимают и продолжают жить свои простые, чудаковатые жизни. Вкусняшки стряпают и ходят друг другу в гости. Наверное, подобное незнание – это благо. Скорее всего, все мы в той или иной степени аборигены с бусами.

Визуально - прекрасно, атмосфера замечательная. Уфимка с Панкраткой очаровательны. Они очень разные по характеру и часто между ними возникают даже мини-склоки. Сразу видно, что они подруги не разлей вода уже много-много лет… Или как отмеряют время закоряжцы? Иван Ешуков выпустил эту историю в своём издательстве «Улитка». Комикс формата А5, мягкая обложка, 54 страниц на скрепке, очень плотная бумага. Тираж крайне небольшой, всего 100 штук, каждый экземпляр пронумерован вручную и содержит уникальный скетч от Ивана, бонусом с предзаказа идёт открытка с персонажами. Рецепт шкрузельки прилагается. А бы хотел приготовить, но, увы, не знаю, где взять розовую муку и жабьи яйца. Очень хороший авторский комикс.

https://vk.com/id98372250

https://vk.com/public185163008

Craftum Конструктор сайтов Craftum