Как-то совсем без информационного шума в комикс-шопах появились синглы с восточными названиями от нового издательства «Бззз комикс». Ни самого издательства хотя бы в соцсетях, ни людей, связанных с ним, представлено изначально не было. Шум дошёл до читателей уже после релиза комиксов, когда стало известно, что перед нами новый проект продюсерской компании Тимура Бекмамбетова «Базелевс», попытка зайти на российский рынок комиксов с оригинальными историями, в основе которых лежат концепты и наработки будущих проектов компании. То есть, тут не схема «фильм + мерч в виде комикса» (как это было с «Защитниками» Сарика Андреасяна), а, скорее «комикс + в перспективе фильм или сериал». Аналитики, гораздо лучше разбирающиеся в финансах, чем в комиксах (иначе не стали бы писать в конце 2024 года о доминировании у нас на рынке материалов от Marvel и DC), утверждают, у «Базелевса» есть интерес по включению в сферу супергеройских комиксов (на волне успеха провалившегося в прокате «Майора Грома»), и что стартовые инвестиции в проект могут составить от 50 до 100 миллионов рублей. Причём часть затрат уже окупилась за счёт рекламы майонеза, сотовых операторов сервисов и служб доставки. Ладно, последняя фраза была шуткой, той самой, без которой нельзя пройти мимо личности Бекмамбетова: режиссера, продюсера всего на свете, короля ёлок и того самого благодетеля, из-за которого у Евгения Баженова на новогоднем столе есть шампанское и икра, купленные за донаты на разгромные обзоры фильмов Тимура.
Не исключено, что отсутствие сильной шумихи и всяких презентаций связано с личностью самого Бекмамбетова, который, скажем так, успел наговорить многое и по разным темам. Поэтому в выходных данных комиксов Тимур не отсвечивает, а вместо «Базилевса» тут ООО «Диджитал». Зато пресловутые миллионные инвестиции от аналитиков помогли, видимо, привлечь к проекту известных в отечественной комикс-тусовке людей. Главным редактором назначен Денис Лопатников (основатель комикс-шопа «Takapulta»), арт-директором стал Валентин Поткин («Вор теней», «Мир», «Петля»), редактировать сценарии будет Владимир Максимушкин («Трой Беринг и Первый поход пионеров», «Откосы и отвесы»). А конкретно тот комикс, о котором сейчас пойдет речь, нарисовал Владимир Сахнов («Алиса»). Итак, рассмотрим и почитаем первый выпуск серии «Кырк Кыз». В основе сюжета – широко распространённая в Средней Азии легенда о девушках-защитницах крепости, название которой «Qirqqiz», собственно, и переводится как «сорок дев». В тринадцатом веке Среднюю Азию кошмарили монгольские полчища, однажды они взяли крепость в осаду, но её защитницы достойно сопротивлялись и ценой своих жизней сумели дотянуть до момента, когда к ним подоспела подмога. По другой версии в Кырк Кыз располагалось женское медресе, что тоже удивительно по тем временам. Сценарист комикса Отто Мюльберг, понятное дело, придерживается первой, героической версии. Ведь она отлично вписывается в современную повестку girl power и из неё можно сделать динамичную и стильную узбекскую версию «300 спартанцев».
1220-й год. Или 1226-й, в аннотации на обложке и в самом тексте указаны разные даты. Монголы разрушают города и оазисы Ферганской долины (важного перевалочного пункта на Шёлковом пути), не зная пощады. Логично, что когда твой продюсер живёт в США и хочет завоевать Голливуд, тон истории нужно задавать максимально современный: все мужики ноющие о пощаде трусы и предатели своих же, женщины отлично умеют драться с обученными воинами хана, хитры, смелы и воинственны. Ничего не имею против сильных женщин, но не так прямолинейно, пожалуйста. Группа восточных красавиц сумеет вырваться из плена, убежит и начнёт потихоньку грабить вражеские караваны и уничтожать отряды солдат, прирастая новыми воительницами. Получаются такие вот неуловимые мстительницы. Поскольку формат сингла короткий, а показать надо много, действие предельно концентрированное и практически безостановочное. В сумятице борьбы даже предводительницу женского отряда не успевают представить сразу, о том, что черноокую красавицу зовут Гулаим, читатель узнает ближе к середине. Кстати, в легенде предводительницу обороняющих крепость женщин звали Гаухар, то ли решили использовать другое имя, то ли она появится потом по ходу действия. В отряд также входит меткая лучница, богатырша и… бритоголовая африканская воительница, выглядящая одновременно как фем-версия царя Ксеркса из «300 спартанцев» и как одна из Дора Миладже «Чёрной Пантеры». Логичный ход с целью привлечь разную аудиторию, а не сомневаюсь, что вложившиеся в этот комикс люди рассчитывают на мировое продвижение. Кстати, эта дама с подругой-леопардом – единственная, у которой тут есть хоть какая-то предыстория, правда, комикс под конец так резко скачет туда-сюда, что трудно сразу понять, это нам показали настоящее или всё же прошлое.
В итоге отряд добирается до заброшенной в песках крепости. И пока одна «свободная женщина Востока», освобождённая от рабства принцесса на выданье верещит, чтобы ей обеспечили все условия для комфортного проживания и вернули жениху, а другая подвешивает гендерную интригу, главные героини так часто говорят о своей боязни призраков, что не останется никаких сомнений в том, что потусторонние силы обязательно себя проявят. Так оно и получается, в финале создатели подвешивают клиффхэнгэр, как бы намекающий на то, что эта история не только о борьбе с захватчиками-мужчинами, есть тут существа и похуже.
Что касается рисунка: в процессе подготовительной работы над съёмками фильма принято делать раскадровки сцен. «Кырк Кыз» вроде приемлемо нарисован, но местами всё же выглядит именно как раскадровка, беглая и условная. Особенно Владимиру Сахнову не стоило браться за центральный разворот с эпичной битвой, или нужно было как-то всё доработать, чтобы это не выглядело как рисунок школьника с последней страницы тетрадки. Азиатский колорит, стоит заметить, изображен минималистично, но убедительно, никакой аляповатости восточного базара нет, но есть длинные караваны, барханы и занесенные песком крепостные сооружения, плюс ковровая роскошь ханских шатров, заваленных награбленным золотом, когда возле неприятного хана легко заметить фигурку наложницы, похожей на принцессу Лею в её самом известном образе. Цветовая гамма Алисы Чечениной сдержанна и приглушена, здесь тоже много пыли, песка, холодной стати доспехов и простых оттенков тканей, в которые облачены главные героини, красивые, надо заметить, женщины.
Я ожидал, что персонажи будут есть майонез среди ёлок, но вышло значительно лучше. Комикс-индустрию с этим, пожалуй, завоёвывать рановато, но в качестве «пристрелочного» варианта «Кырк Кыз» вполне читаемая вещь. Экзотика опять же, у нас таких среднеазиатских эпосов не издавалось, если не изменяет память, со времен «Ермек Батыра». Но всё будет зависеть от развития, как сюжета, так и графической составляющей. Может в перспективе это и качественный проект «Базелевс», но пока больше «Гладиатрикс». Первый выпуск издан в формате сингла, глянцевая обложка, 32 страницы на скрепке, тираж 2000 экземпляров.