Фильм 1990-го года «Подземелье ведьм» заманивал постером с Сергеем Жигуновым, который сжимал в мускулистых руках меч не хуже Шварценеггера, а внешностью пытался утвердительно ответить на вопрос «А может собственных Ван-Даммов земля российская рожать?». Обложка комикса Петра Северцова «Подземелье ведьм» эксплуатирует тот же образ, вызывая острое чувство ностальгии у читателей постарше, смотревших фантастический боевик по мотивам повести Кира Булычева (кажется, самого экранизируемого фантаста СССР) ещё в кинотеатрах, которые уже тогда потихоньку превращались в ярмарки турецких шуб, но иногда умудрялись крутить кино на большом экране. А эта ностальгия – максимально сильное, и при этом коварное чувство, оно как, знаете ли, кетчуп с майонезом, с ним любое киноблюдо кажется лучше. «Подземелье ведьм» режиссера Юрия Мороза был в чём-то уникальным фильмом: с одной стороны, он пытался застолбить место в очереди «Наших ответов Голливуду» (я помню, как в профильной кинопрессе этот фильм рекламировали в духе «Как «Звёздные войны», только круче»), с другой стороны, олицетворял намечающийся кризис, прежде всего финансовый, отечественного кино. У меня, если честно, при первом просмотре картина вызвала реакцию «так себе», и в этом ключе я к данной работе всегда и относился, не в силах забыть дешевые космодекорации (по легенде, их делали для Мороза кооператоры), летающих на веревках динозавров и зашкаливающий пафос, без которого, как тогда казалось, кино по-голливудски просто невозможно. Зато в этом был большой плюс: фильм вызвал интерес к первоисточнику, одноименной повести Булычева, не самому сильному его произведению, но теперь уж точно одному из самых известных, наравне с «Посёлком» и бесконечным циклом про Алису Селезнёву. И наверняка повлиял на то, что спустя десятилетия Пётр Северцев, уже неоднократно обращавшийся к творчеству Булычева, взялся за комикс-адаптацию этой истории о выживании, цивилизационном пути и гуманизме.
Ещё немного лирики и начнём. Стоит на примере «Подземелья» отметить вечную разницу между, так сказать, советской моделью исследования космических цивилизаций и её западным аналогом. На далёкой планете Эвур («Эволюционный Урод», потому что здесь в одной эпохе живут динозавры, люди, гигантские мутанты и много кто ещё) обитают дикие племена кочевников, существующих по принципу «Выживает сильнейший», это самая заря, наверное, даже зародыш цивилизации, когда непонятно даже, выльется это во что-нибудь толковое или нет. Члены экспедиции с Земли под руководством Конрада Жмуда (умёл всё-таки Булычев придумывать необычные и звучные имена) вступают в контакт с местными, общаются, изучают, но в происходящее между ними не вмешиваются, даже на фоне волны жестокого насилия. И не спешат реагировать, когда это насилие захлестнёт их самих. Почему? Да вот надеются, что эта цивилизация сама дорастёт до гуманизма, надо их поддерживать в этом, но нельзя мешать. Если взять западных «коллег», то они – вспомним хотя бы «Аватара», - быстро вызвали бы космический флот и втоптали дикарей в грязь, не особо думая о гуманизме, природные ресурсы планеты интересовали бы их явно больше. Так что в этом плане жителям Эвура повезло. И на этом всё, везение кончилось, потому что в великой степи появился новый вождь, эдакий Атилла, стремящийся покроить все племена кочевников – Октин Хаш. Всё та же ностальгия услужливо выталкивает из глубин памяти брутальный образ Дмитрия Певцова, сыгравшего эту роль, но в комиксе этот персонаж выглядит лысым, морщинистым, даже тщедушным… но это обман, он коварен и хитёр. Спустившиеся с неба в «железных птицах» люди особого пиетета у него не вызывают (привет, поклонники теории палеоконтакта и богов с других планет), он запросто их обводит вокруг пальца и массово пускает в расход, ведь ему очень нужно железо, совершенно неизвестное местным обитателям, и оружие, которое можно из него сделать. Одного не учёл Октин Хаш – агента Космофлота Андрея Брюса, залетевшего на эту планету погостить, случайно. Да и как его учитывать, если на начало комикса Брюс никак не «Жан-Клод Шварценеггер», а измазанный грязью пленник, из которого в перспективе выйдет отличный раб…
Комикс начинается со спасательной миссии, посланной к наземной станции Жмуды. Увы, красивые степные пейзажи затянуты дымом пожарищ, который не скрывает тела убитых и раненых. После симпатичных пролётов летательных аппаратов, нарисованных в стиле «советский ретрофутуризм», цветовая гамма упрощается до лаконичного ч/б формата и мы видим начало истории: прибытие Андрея на планету, встреча посланников Октина Хаша, его хитрый план и пленение главного героя и его друзей. Неприятная ситуация, из которой надо как-то выбираться, и в этом агент Космофлота может положиться на дочь вождя одного из племен, Белогурочку. Она – истинное дитя природы, поэтому постоянно ходит топлесс, это так, на заметку. Белогурочка вызволяет приглянувшегося ей Брюса из рабского плена, после чего начинается довольно типичное «выживалити», в результате которого Андрей набирает очки мужественности и брутальности, покоряет сердце прекрасной и смелой дамы, готовой без раздумий стать женой «настоящего мужчины» и, уходя от погонь и сталкиваясь с дикими животными, вплотную приближается к главной загадке этой планеты – к Подземелью Ведьм, откуда странные фигуры в тёмных плащах могут вынести столь необходимое местному Атилле оружие. Если их хорошенько попросить.
У «Альпаки» выходил также другой булычевский комикс Северцева, «Перевал», нарисованный как раз в девяностых. И если посмотреть на оба комикса Петра, сложно сказать, что их нарисовал один человек. «Перевал» - больше по классике, более реалистичный, детальный. «Подземелье ведьм» кажется комиксом, который мог печататься в тех же девяностых в каком-нибудь молодежном научно-познавательном журнале, в «Юном технике», например. Стиль своеобразный, простоватый, склонный к искажениям и грубым формам, но по-своему интересный. Также привлекает цветовая гамма, она прям сочная, хоть иногда смещается в «кислотность». Из самой планеты Эвур запросто можно было бы сделать новую «Аватарию», и намеки на это есть, но сам по себе первоисточник очень лаконичен в плане локаций, тут в основном степь да степь кругом, хотя иногда в ней и наблюдаются необычные существа. Трудности перевода в общении двух цивилизаций Северцев решил показать очень просто, жители планеты говорят задом наперёд, точнее, модаз дёрепан. А их рассказы о своей жизни, культуре и истории визуализируются фрагментами первобытной живописи, что, безусловно, дополняет визуальный язык комикса, делая его оригинальным.
Не знаю, стоит ли однозначно записывать «Подземелье ведьм» в классику отечественной фантастики, но назвать хорошим приключенческим произведением эту повесть Булычева можно. У неё есть экранизация, а теперь ещё и комикс-адаптация, из которой, конечно, убран эпический финальный махач на мечах (одна из сцен, ради которой пацаны с района многократно пересматривали этот фильм в кинотеатре, чтобы потом воссоздавать её во дворе с помощью палок и воображения), зато неплохо визуализировали множество других сцен. Комикс выпущен «Альпакой» в подобающем формате «русского BD», т.е. в твёрдом переплете с выборочной лакировкой, в размере 297Х210мм. 64 страницы, тираж не указан.