3 мая 2025

Мнение: Последнее слово мира. Первый и второй тома

Вариантов Апокалипсиса и его последствий в массовой культуре существует неисчислимое множество. Нередко причинами этого являются коллективные действия человечества, которое наконец-то доигралось и пожинает плоды своей безответственности и злобы, но часто это событие связано с непреодолимой Силой. В самом начале маньхуа от китайского художника Чэнь Си мы наблюдаем за концом человечества из класса обычной старшей школы: ученики приветствуют друг друга, обсуждают слухи и сериалы и, как того требует драматизм ситуации, строят планы, коим не суждено сбыться. Вдруг - яркая вспышка, огромная фигура на горизонте и всё, финал цивилизации. На смену которой спустя энное время пришли сразу две новые расы: киборги и духи зверей.

Надо отдать должное, к концепциям этих рас Си подошёл с оригинальностью, избавив читателей от вопросов типа «Что за Скайнет клепает киборгов, если человечество со всеми своими технологиями уничтожена?». Киборги на ранней стадии своего развития выглядят как обычные люди (подозреваю, на свет появляются тоже привычным нам способом, хотя в маньхуа это не объяснено), но некоторые части тел у них заменены механизмами. А для питания они используют электричество, которое получают из аккумуляторов. Но чем больше живет киборг, чем сильнее он расходует свои силы, тем сильнее он подвержен мехапатологии, процессу полного превращения в механическую конструкцию, лишенную всего человеческого. С духами зверей примерно такая же история, только их гены перемешаны с генами животных, что приводит к многообразным мутациям. Кто-то использует в бою отравленные иглы, кто-то превращается в итоге в дружелюбную ламу. Вариантов развития киборгов тоже превеликое множество, поэтому в этой историй нет двух похожих персонажей. Что, забегая вперёд, самым положительным образом сказывается на зрелищности и непредсказуемости поединков.

Отравленные иглы и ламы – это, конечно, хорошо, но стальные лезвия, прочная броня и сверхсила, подпитанная электричеством, всё же в боевом плане оказываются более эффективными. Поэтому враждующие расы поделились следующим образом: киборги живут в бетонно-стеклянно-неоновом подобии современных мегаполисов, а духи перебрались в деревеньки на лоне природы, как можно дальше от механизмов, которые, чувствуя свои силу, решили, что духов надо или истреблять, или продавать в рабство. Прибыльным бизнесом по отлову и продаже «гибридов» или «полукровок» занимаются целые банды киборгов. И вот однажды в руки (или чего у них там) таких вот охотников попадают двое жителей Заставы духов зверей, Миншэнь Юэ и его сестра, розоволосая Таотао Чжиюэ. Надо отдать им должное, они вполне бы справились со свалившейся на них напастью и сами, но обстоятельства складываются так, что этой парочке очень нужна помощь. Приходящая, как говорится в подобных случаях, откуда не ждали, со стороны киборга Хэйтун Ши. Поскольку он главный герой маньхуа, рассмотрим его поподробнее. Когда Ши появляется на дороге межу скал в маске, в широкополой шляпе амигаса и с мечом за спиной, в голову приходят образы молчаливых героев-одиночек из фильмов Куросавы. И в свете дальнейших событий это верная аналогия. Почти. Стоит Ши открыть рот – и мы понимаем, что он болтлив, дерзок, я бы даже сказал, борзоват, у него сомнительные представления о добре и зле и за ним тянется тёмный бэкграунд (о чём подробнее узнаете из второго тома). Тут он скорее персонаж вестерна, благо, пустынный антураж соответствует. И ситуация со спасением тех, кто попросил о помощи, из рук бандитов-недотёп, тоже довольно классическая, вестерновская.

Прибывший на Заставу киборг, хоть и спасший местных жителей, восторга не вызывает. Особенно у местного воина Циншуй Ю. Доходит до стычек, но сразу понятно, что этой парочке суждено отыгрывать вечный дуэт «ненавидящих» друг друга напарников. Тем временем сюжет начинает лихо закручиваться: Хэйтун Ши по воле случая вынужден выдавать себя за другого киборга, которого он очень хорошо знал, его маска оказывается древним артефактом, который нужно было доставить на Заставу для того, чтобы передать её в Храм, а там уже узнать о том, что привело к падению прежней цивилизации и как всё можно восстановить. Вообще в мире Чэнь Си всё сводится к чёткому дуализму: помимо двух враждующих рас, есть высшие силы, Белый Идол и Чёрный Идол, появление которых и вызвало много веков назад Апокалипсис. И теперь Белого Идола нужно разыскать, это должна сделать Таотао. Также дуальность социального устройства местного общества проявляется в существовании двух могущественных группировок, Белой Восьмёрки и Чёрной Восьмёрки. Если первые – это кто-то вроде жрецов-воинов, то вторые – преступный синдикат киборгов, сборище колоритных киллеров. Но это стройная система по воле автора начинает сбоить, когда представители одной стороны силы начинают по разным причинам переходить на другую сторону…

Напрямую об этом Чэнь Си не говорит, но истоки его идей стоит поискать в ключевых работах Миядзаки, вроде «Навсикаи» и «Принцессы Мононоке»; как минимум, рассуждения об отношениях человека и природы и футуристические генные модификации, кажущиеся одновременно и архаичными, явно напитались идеям и концепциями Мастера. Старейшина Заставы и бабушка со слоновьими ногами – это точно миядзаковские ребята. А вот банды киборгов и их устрашающий внешний вид перекочевали откуда-то прямиком из «Безумного Макса». При этом колебания сюжета и его непредсказуемость, если говорить о первых двух томах, напоминает очень классный комикс «Последний мужик», тут тоже вроде бы в начале одна локация и все признаки конкретного жанра, а потом – бах, и уже вокруг небоскребы, мафиозные разборки и дистиллированный киберпанк с самурайской эстетикой. А это заявка на то, что предугадать дальнейшие события, скорее всего, будет непросто. При этом маньхуа подчинена законам жанра сёнэн, тут частенько случаются убойные поединки с обязательным выкрикиванием названий приёмов. Персонажи хорошо прописаны, но пока они достаточно шаблонны: серьезная девочка в статусе Избранного спасителя мира, отбитая и шумная девочка-киборг, называющая всех в третьем лице, киборги-отморозки и злодеи, по канону появляющиеся из тени. Зато Ши привлекает своей крутостью, хотя за оба тома автор успевает раскрыть и его «душевные» стороны. Также за его «Стойте спокойно, я сейчас с ними разберусь» скрывается бравада, не очень уместная тогда, когда уровень аккумулятора критически низок. Через этот приём автор показывает, насколько сам Ши может нуждаться в тех, кто по воле случае очень нуждается в нём. При том, что и он, и все вокруг находятся в постоянном процессе окончательной утраты своей человечности, и я уверен, что рано или поздно это сыграет свою роль в сюжете.

Стоит отметить, что маньхуа полностью цветная, это ещё больше оживляет придуманный

автором мир. Дизайны киборгов изобретательны и техничны, драки динамичны, а лама грозится стать маскотом этой серии. Так что после прочтения двух вышедших на русском томов могу сказать, что это интересно, ярко и стильно. Плюс сюжет, не дающий расслабиться и лихо расправляющийся с банальностями не иначе с помощью магнетизма (почитаете – поймёте почему). Маньхуа выпускается издательством «Азбука». Твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 147х210мм. Есть краткие описания событий каждого тома плюс галереи персонажей с их анкетами и характеристиками (и тут в первом томе прямо спойлерные спойлеры). В первом томе 356 страниц, во втором 240. Тиражи по 7000 экземпляров.

https://azbooka.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum