1 апр. 2025

Мнение: Shaman King. Одиннадцатый том

В турнирной сетке Битвы Шаманов наметился перерыв, но атмосфера на необитаемом и в любое другое время недоступном широкой аудитории острове Токио накалена до предела. Казалось бы, всё должно идти по правилам, за этим обязаны следить патчи, шаманы индейского племени. Но какое там. Победа в Битве настолько важна для всех участников, что большинство из них, разбившись на группировки, готовы наплевать на правила и устранить конкурентов любым доступным способом. Токио превращается в поле Битвы, где реально выживает сильнейший. Потому, что мир жесток и нужно постоянно бороться. Участники могут погибнуть, даже не добравшись до арены. Это плохая новость. Хорошая новость: со смертью можно договориться, здесь это обратимый процесс. У которого, однако, есть своя цена и свои последствия. Ё Асакура, например, вытаскивая из лап смерти вчерашнего противника/сегодняшнего друга Рэна Тао, добровольно отказался от дальнейшего участия в Битве, нарушив данное слово и загубив свою главную Мечту. В прошлом, десятом томе «Shaman King» это привело к погружению в прошлое Ё, без которого оказалось невозможным понимание его, на первый взгляд, нелогичного поступка. Теперь же цифра «11» на обложке вновь возвращает нас в смертельную круговерть турнира, где с большой вероятностью «происшествие» с Рэном будет не последним.

Обзоры на новые тома таких длинных серий, как «Shaman King», где-то на экваторе как раз десятого тома становятся предсказуемыми. И никуда нам, обзорщикам, не деться от этого. Писать, что в очередном эпизоде манги героев ждут долгие поединки, в которых боевые навыки будут соседствовать с магией, а названия приёмов будут выкрикиваться с максимальным выплеском эмоции – это всё равно, что писать в десятый раз о том, что рыбы живут в воде, Солнце светит, а человеку для дыхания нужен воздух. Банальные вещи, которые и так всем понятны. Вот на отрезке двадцать первого-двадцать второго томов (если смотреть по нумерации оригинальных изданий манги) серьезные поединки поджидают Хорохоро (и момент, когда он полностью осознает, что бой будет проигран, но всё равно разворачивается и принимает его, достоин войти в топ лучших моментов «Короля Шаманов»), Рю, Чоколава и самого Ё. Это будут крутые поединки, исход которых окажет максимальное влияние на сюжет. Но всё равно это будут поединки с боевыми искусствами, магией и выкрикиванием названий приёмов. Так о чём же ещё писать? Хм… может, о том, как мангака Хироюки Такэи заигрывает… с брендами и франшизами, стараясь разнообразить действо и состав участников?

У меня сложилось впечатление, что это одна из самых насыщенных парадоксальными и неожиданными образами частей манги. Такое чувство, будто Такэи высыпает перед читателями содержимое своей любимой гик-коробки с фигурками, мангой, аниме, etc. Рыцари инквизиторы из X-laws уже воспринимаются как привычные участники действа (хотя их запросто можно представить где-то во вселенной Warhammer 40000)? Команда игроков в американский футбол на службе Хао? Странновато, но бывает. Гитаристы-марьячи и скелеты, участвующие в пляске смерти? Было. Но вот на перчатке Хао появляется одна очень знакомая пластмассовая деталька, а чуть позже этот персонаж оказывается повелителем ожившего набора Lego, из которого может собрать боевого динозавра-Годзиллу, который запросто превращается в танк (то есть, тут ещё и намёк на трансформеров)! А, наигравшись в кубики, Такэи заходит на территорию боевых роботов. Причём сразу берёт недосягаемые вершины «Евангелиона». Мне для этой аналогии хватило пары кадров, где боевая машина, Голем, эпично и угрожающе застыл на фоне леса и гор, тут прямо явная отсылка к культовым сценам «Евы». Но для тех, кто не готов принять этот аргумент, несколько фактов: Големом управляют дети, у которых сложные отношения с родителями и со своим прошлым; этот Голем является продуктом каббалы и управляется с помощью иудейской магии, как и Евы, существование которых было завязано на Древе Сефирот и прочих интересных штуках, в попытках понять и расшифровать которые поклонники сериала бьются десятилетиями. При этом Такэи не углубляется совсем уж в философию, как и прежде, основная тема его манги – Настоящая Дружба. И такие парадоксальные вещи, как сила воли и вера в себя. Парадоксальные потому, что могут бросить вызов даже такой точной науке, как математика, утверждающей, что большее число всегда «бьёт» меньшее число. Магия в «Shaman King» - это соприкосновение разных традиций и культур (западная культура, к примеру, представлена незаконченной скульптурой Родена, изображающей врата ада), над которыми, по понятным причинам, доминирует буддизм, Хироюки даже вводит в сюжет концепцию буддийского загробного мира и приглашает в мангу Бодхисатв. Правда, пока в виде околосмертных галлюцинаций одного персонажа, но, есть подозрение, что этих святых можно использовать в роли «богов из машины», настолько они всесильны.

Это гиковое разнообразие, безусловно, делает сюжет интереснее, непредсказуемее. За это мангаку стоит похвалить. Но здесь же образуется и повод для критики. Как уже сказано выше, смерть в «Shaman King» быстро теряет свой статус постоянной и необратимой величины. На протяжении одиннадцатого тома сразу несколько ключевых персонажей отправляются «на ту сторону» и получают шанс вернуться к жизни. И это несколько обеспечивает драматизм истории. Когда не стало Рэна – это был удар обездвиживающей необратимости, трагический момент. Теперь же и Рэна вернули, и другие герои если и умрут, то ничего страшного, есть шанс всё откатить назад. Из-за этого драматическое напряжение снижается. Но, оговорюсь, это только в рамках одиннадцатого тома, допускаю, что дальнейшие события и правила мира Битвы Шаманов всё расставят по своим местам.

Пока же перед читателями разворачивается бодрый калейдоскоп из боев и гик-отсылок, в который постоянно затягивает всё новых и новых персонажей, многих из которых связывает друг с другом не только Битва, но и тайны прошлого. Так появляются неожиданные альянсы. Но это уже другая часть истории. Одиннадцатый том вышел в издательстве «XL Media», твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 130х200мм. Есть примечания и эскизы персонажей предыдущей манги Хироюки, персонажи и перипетии которой оказали влияние на «Короля Шаманов». 386 страниц, тираж не указан.

https://xlm.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum