Чего я ожидал от седьмого тома «Страны самоцветов»: давным-давно в журнале «Аниме Гид» появилась первоапрельская шутка о том, что планируется выпуск DVD с ещё одним альтернативным финалом «Евангелиона», в котором на протяжении нескольких часов по белому экрану будет медленно ползти чёрная точка, а на фоне будет звучать голос Синдзи Икари. Шутка зашла, правда, потом в редакцию приходили письма, в которых люди спрашивали, когда же им ждать релиз. Так вот, нечто подобное, но уже не в формате розыгрыша, а на полном серьёзе, я планировал увидеть в финале манги Харуки Итикавы. Потому что в конце шестого тома как бы всё - то есть, вообще ВСЁ, - закончилось. Если в авраамических религиозных традициях после Слова Божества Вселенная рождается, то в философской истории Итикавы, плотно замешанной на буддизме, божественное Слово несёт за собой неминуемый конец, Нирвану для всех живых существ, их переход в небытие. Освобождение. Что, собственно, мы и увидели, правда, там были луняне, а они не совсем люди, хотя и грезили миллионы лет об этой самой Нирване. Осталось только само Божество, разумный самоцвет Фосфофиллит, он(а) же Фос. Что ждёт её в пустом мире? Одиночество? И есть ли у этой манги финал в таком случае?
Чего я получил в седьмом томе «Страны самоцветов»: меланхоличную, метафизическую притчу с подтекстом. Плюс удивительную графику, создавшая её художница имеет полное право носить гордое звание «визионер», даже с приставкой «смелый», ведь Харуки заглядывает за пределы знакомой нам Вселенной, исследует новые формы и состояния, уничтожает старые миры и созидает новые, причём в формате лаконичной и монохромной графики. Хотя да, вместо ползущих по экрану точек здесь есть просто кромешно-чёрные кадры, символизирующие тотальное Ничто. Тот самый случай, когда вглядываться в Бездну не стоит, она начнёт вглядываться в вас и вообще непонятно, чем всё в итоге закончится. Из этого Ничего появляется Фос, аморфное Божество, медитирующее на пустой Земле на протяжении эр и эонов. Но в какой-то миг Фос слышит звук, который можно интерпретировать как проявление разума. Говорящий и мыслящий камень? Не так уж и абсурдно, если принять версию о том, что времени у Фос и её новых приятелей не только завались и больше, оно и течёт для них совершенно по-иному. Может быть для того, чтобы камень произнёс слово, нужны тысячелетия в нашем понимании, вот почему мы не замечаем этой формы жизни под ногами? Новые друзья составляют Фос компанию, развиваются, поют наивные песенки и сочиняют стихи, учатся и искренне радуются тому, что страшных монстров, известных как «люди», в их мире больше нет.
Тут надо сказать вот что: некоторые моменты финала «Страны самоцветов» очень легко интерпретировать как «манифест экологического радикализма». Особенно когда в истории появляется «старый приятель» (выглядящий как глаз на длинных щупальцах) и усугубляет вину человечества перед окружающим миром историей о том, почему, собственно, человечество в своё время исчезло. Хотя тут можно списать всю вину на ИИ и восстание машин, но, как говорится, никто вас не заставлял эти машины и ИИ придумывать, давать им свободу действий и полномочия. Всё чётче и яснее прослеживается мысль о том, что ради блага Вселенной должна исчезнуть даже мельчайшая частица человека, эта «зараза» ни в коем случае не может покинуть Землю и попасть в иные миры, колонизировать которые должны более твёрдые, бессмертные создания. Такое вот неутешительное мнение. Соглашаться с ним можно, но лично я не хочу этого делать, хотя, безусловно, принимаю некоторые постулаты философии Итикавы за истину. И продолжаю наблюдать за Фос, которая вновь остаётся в одиночестве, и вновь с чувством выполненного долга. Проносящиеся через кадры миллиарды лет божественной медитации приводят к уничтожению планет, к неминуемому коллапсу Солнечной Системы, изображённому здесь не только во всю мощь планетарного Апокалипсиса, но и чередой светлых, драматичных кадров, позволяющих окончательно попрощаться с Фос и понять, что она как была «несовершенным» самоцветом, так им и осталась даже в статусе Бога, обрекая себя на вечные человеческие заботы, надежды и чувства, которые никуда не делись. Да и не могут никуда деться, и дело тут не только в памяти инклюзий (в мире Итикавы эти микроорганизмы представляют собой подобие нейронной сети, формирующей Личность на основе Опыта, Воспоминаний и Взаимодействия с другими Личностями), а в чём-то ином, вообще не осязаемом и до боли непонятном.
В фильме «Всё, везде и сразу» мимоходом показывали реальность разумных камней. Те сцены возникают в памяти при чтении собранных в этом томе глав. При взгляде на визуал манги вспоминаются чёрно-белые иллюстрации в советских и постсоветских журналах типа «Искателя», где публиковались фантастические рассказы, там часто творился полный психодел, и эту стилистику мангака выдерживает, но с лаконичностью и глубиной работ японской живописи, например, «Большой волны» Хокусая. Красиво. Мощно. Иногда становится не по себе, не часто авторы комиксов и манги, да и вообще массовых произведений, заходят на такие метафизические уровни и заглядывают так далеко во времени.
Кто-то скажет, что «радикализм» Итикавы - случайность, сюжетный поворот, метафора. Не соглашусь хотя бы потому, что манга Харуки выверена как Симфония, представлена в качестве Великого Плана, реализованного не только на бумаге, но и в окружающем информационном пространстве. Судите сами: в «Стране самоцветов» ровно 108 глав, это важнейшее число в буддизме, оно и космическое (древние астрономы считали, что Солнце удалено от Земли на 108 диаметров Солнца, а Луна - на 108 своих диаметров), и магическое, и философское. У индуистов цифра «1» означает Божественное Сознание, «0» - ничего, всё сущее есть суета, а «8» символизирует бесконечную природу жизни. И, как мне кажется, без погружения в это сложно сполна понять и оценить замысел мангаки, но тут изначально нужно быть в определённой последовательности смыслов и образов. Также финальная глава увидела свет 25 апреля 2024-го года, в дни, когда на небе можно было наблюдать комету 12Р/Понса-Брукса, сияние которой напоминает цвет фосфофиллита. Вот так всё взаимосвязано. Круто, хотя немного пугает, особенно той ролью, которая отведена нам, людям, в этой просчитанной и всё равно иррациональной Вселенной. Так заканчивается одна из самых необычных, странных манг из тех, что выходили или выходят на русском языке. Для кого-то - чистый артхаус, для кого-то - невероятный читательский и, может быть, даже мировоззренческий и религиозный опыт. Или просто фантастика о разумных самоцветах и наследии нашей цивилизации. Люди, как и самоцветы, бывают разными и по-разному воспринимают вещи и события. Все семь томов серии вышли на русском в издательстве «Азбука», у «Страны самоцветов» твёрдый переплёт и суперобложка с голографической поверхностью. В седьмом томе 200 страниц (есть пара цветных), тираж 7000 экземпляров.