Древнерусский (как заявлено на обложке) комикс Алексея Коновалова переносит нас во времена татаро-монгольского ига. На Руси в те годы происходило мало чего хорошего: славяне под пятой хана и его наместников, местные князья между собой делят власть и враждуют, а от древних богатырей осталась только память, облеченная в былины да предания. Где-то по лесам разве что раскиданы старинные языческие капища да каменные истуканы, посвященные тому или иному воину, но поди ещё их найти по чащам да дубравам, охраняемым птицами сирин. Короче, до «Русь, пробудись!» ещё далеко, для этого сначала должны пробудиться её герои. И именно это дарующее надежду людям и лютый страх врагам событие показано в данном комиксе.
Вообще, старорусская тематика неожиданно плотно срослась с гик-тусовкой и массовой культурой, первым делом – после бесконечных мультсериалов и диснеевской франшизы про Последнего богатыря - стоит вспомнить недавний хайп вокруг игры «Русы против Ящеров» и комиксы по её мотивам; Роман Шевердин выдал мощного «Илью Муромца», а переиздания работ из журнала «Велес» ещё и доказывает, что для отечественного комикс-комьюнити это вообще вечная тема. Которую Коновалов и развивает в своей истории. Причём здесь у него можно встретить и попытки выдать шуточки как раз на уровне «Русов» (например, братьев с именами Сунь и Вынь), и «Велесовское» сказочное язычество, и брутализм, и полноценное воплощение расхожей истины о том, что русского медведя (под коим совершенно правильно понимается всё наше Отечество) лучше не будить, пока он тихо спит. Иначе потом костей не соберёшь.
Что интересно, развитие событий комикса «Святогор. Пробуждение» читатели будут наблюдать с точки зрения татар из отряда Мирсаида, который из карьерных побуждений решил преподнести хану Саляму Алею голову от статуи Святогора. Статуя находится в непроходимых лесах, на тайном капище, куда знает путь один лишь Фердус, вызвавшийся проводить туда отряд Мирсаида. Последний величает Русь «проклятой землей» и для этого у него есть основания – кажется, что даже природа не выносит чужеродных захватчиков. Сначала отряд испытывает на прочность холод, которому всегда рад подсобить пронизывающий до костей ветер. Затем в лесу ветки, кусты и коренья словно оживут и начнут не только путаться под ногами, но и убивать. Но это будут ещё цветочки. Кстати, за это время мы неплохо узнаем воинов отряда: это не безликие, «говорящие по-татарски» NPC, а обычные и, до определённого момента, живые люди. У этого дочь недавно родилась, вот этот вместе с сыном в поход пошёл, этого молодого парня Мирсаид должен сохранить в живых, ибо пообещал его матери вернуть ей сына. С точки зрения драматургии фактурный, не лишенный индивидуальности и человеческих черт враг, протагонист – это хорошо, и этим Алексей умело пользуется. Станет ли всех этих воинов жалко, когда разрушение статуи и осквернение святого места приведёт к жестоким последствиям? Лично мне – нет, другой судьбы для врагов не предусмотрено.
Святогор – древнейший богатырь русского былинного эпоса, могучий великан (спал на постели длиной 10 саженей и шириной 6 саженей, в разные эпохи сажень равнялась до 2,13 метра, то 2,16), которого даже Мать-Земля не может выдержать. К моменту ига уже глубокий старик, поэтому понятно, почему однажды, еще много лет назад, он прилёг поспать в тайнике. Разбудить его следует тогда, когда Русь окажется в опасности. И миг его пробуждения страшен. С этого момента комикса превращается в брутальную бойню, где великан голыми ручищами ломает и рвёт на части бойцов. Тут тоже можно найти отсылки к стилистике «Русов против Ящеров», там была секретная техника славянского зажима яйцами, здесь Святогор использует приём «Бараний рог»… и я затрудняюсь, как его точно описать. В общем, тело пробивается насквозь рукой, она выходит из спины, захватывает за волосы голову и вытаскивается спереди. С такие моменты очень даже хорошо, что комикс у Алексея чёрно-белый, что, однако, не уменьшает производимого подобными приёмами эффекта. Святогор здесь – это русский Халк (и может выглядеть в гневе столь же яростно и страшно, восприниматься почти что монстром), машина для уничтожения с татуировкой Коловрата на груди, но это, наверное, только потому, что он долго спал и не до конца пришёл в себя. Обретя же былую ясность ума, бородатый дед благодарит раскиданные тела татар за то, что они пробудили его от сна, надевает покрытую шрамами и зазубринами кольчугу, помятый шлем и отправляется наводить порядок на родной земле под шёпот единственного уцелевшего «люди будут умирать». И после этой сцены за будущее Руси становится как-то спокойно. Да, впереди бои, смерти, скоро всё не закончится, но с такими богатырями победа будет за нами.
Легенды и мифы не всегда сеют разумное, доброе и вечное, но из них можно и нужно делать правильные выводы. В данном случае вывод простой: русских богатырей лучше не трогать. Закрепим это и перейдём к рисунку. Коновалов рисует очень детально (отчего кадры и панели приходится разглядывать подолгу), выдерживает баланс чёрного и белого, неплохо работает с экшеном и физиологией, при этом в его рисунках чётко видны своеобразные штрихи и специфические черты лиц персонажей. Заметно влияние стилистики Фрэнка Миллера времен «Города грехов», особенно когда словно вырезанные из чёрной бумаги тени героев на белом фоне наносят друг другу урон. В целом, комикс выглядит интересно, мне кажется, что в упомянутом выше «Велесе» он смотрелся бы отлично и уместно. Но издан он в наши дни в серии «Rus BD» от издательства «Alpaca» в твёрдом переплёте с выборочной лакировкой. Формат издания 268х190мм, 104 страницы, на которых, помимо комикса, есть и галерея авторских артов, и тёплые слова благодарности, и короткая автобиография, и пояснения Алексея по некоторым сценам. Часть тиража доступна в лимитированной обложке от Романа Шевердина. Хороший комикс и, надеюсь, только начало серии.