Его зовут (на самом деле, никто не знает, как его зовут) One. Короткий псевдоним, минимум информации, анонимность, наивный подход к графике, доказывающий, что умение рисовать совсем не важно, если ты хочешь создать популярную мангу. Нарочитый минимализм, который мангака будто бы компенсирует эпичным размахом своих историй, являющихся, по сути, стёбом над тем или иным популярным жанром подростковой манги, причём стёб этот намеренно помножен на гиперболизацию и абсурд, хотя и подаётся всё это читателям на серьезных щах. Все знают «One-Punch Man», где One c Юскэ Муратой деконструируют супергероику и вообще всё, что связано с людьми (и не только) в аляповатых костюмах, которые думают, что владеют боевыми приёмами. «В Моб Психо 100» мангака выворачивает наизнанку бесконечные истории о героях с суперспособностями, которые совсем не помогают в повседневности. И вот в «Versus» One, как это может показаться по первым главам, решил взяться за героическое фэнтези, чтобы… окончательно добить жанр? Или устроить грандиозный мэш-ап, пройдясь с полной самоотдачей по одному из самых популярных (и максимально спорному, а для кого-то и жутко надоевшему) жанров азиатских комиксов?
Фэнтезийный Мир Магии вот-вот окончательно загнётся потому, что здесь у людей объявился естественный враг – демоны. Учебники биологии описывают концепцию «естественного врага» как нечто необратимое, но при этом положительно влияющее на эволюционное развитие и приспосабливаемость того или иного вида. Людям от этого не легче. Их последний шанс – сорок семь обученных героев, наделённых особым оружием. Каждый из них должен бросить вызов одному из сорока семи королей демонов, а потом нужно победить верховного короля. Если у вас возник закономерный вопрос: «Не маловато ли героев, если учесть, что у каждого демонического короля есть свое королевство с демонами-поддаными?», то спешу ответить: да, маловато, но ничего уже не поделаешь, этот мир реально находится на грани уничтожения. Среди героев присутствует парень под номером 11, его зовут Халлоу. И, в отличии от накрученных и мотивированных коллег, он отчаянно трусит. Хотя, если приглядеться, парень явно списан с Гатса из «Берсерка» Кэнтаро Миуры. Внешне похож, являя собой более молодую и более чахлую версию Чёрного Мечника, у него есть чудо-меч (не такой, правда, огромный), и к нему даже приставлен эльф-помощник. Ну, такой себе эльф, скорее, свин с крылышками. Даже одна из рук Халлоу повторит судьбу руки Гатса. Как видите, One решил отдать дань уважения неприкосновенной классике.
Героический поход априори обречен на провал ещё на стадии замысла, но даже на этом фоне разгром героев выглядит как полная катастрофа. Но Халлоу встречает своего брата Зейби, жизнерадостного мага, у которого есть План. Идея Зейби в целом логична: объединить Мир Магии с другой реальностью, развитие которой шло по иному пути и чьих обитателей можно попросить о помощи. Так в мире меча и волшебства оказывается отряд капитана Кейлы, солдаты в бронедоспехах, вооруженные абсолютно неведомым здесь огнестрельным оружием. Кажется, что идея срабатывает: автоматчики начинают месить демонов в мясо с нездешней удалью. Но тут же выясняется, что Кейла и Ко сами пришли из мира, находящегося на грани уничтожения. И их естественный враг – роботы, местный «Скайнет», чьи железные бойцы убивают всё живое. Но даже это не последняя неприятная новость. С магией что-то пошло не так, и теперь случайно объединилось множество категорически разных миров, которых объединяет только одно: человечество в них обречено.
Помните, чуть выше я упомянул популярный, но поднадоевший жанр? Речь об исекае, бесконечных и зачастую однообразных историях о попаданцах. Та же корейская манхва, к примеру, не очень давно пытается покорить российский книжный рынок, но уже создается впечатление, что эти популярные вебтуны ни о чём, кроме попаданок разной степени мэрисьюшности поведать не способны. И мне кажется, что One и относится к исекаю также, как я, и, одновременно, является его фанатом. Что и вылилось в «Versus», после которого на «попаданчестве» можно смело ставить крест. Точнее, огромный монолит, который будет виден издалека и станет доказательством того, что создать что-то крупнее и грандиознее по обхвату и замыслу уже, увы, невозможно. Реально, когда авторская идея раскрывается в полной мере, от задуманного и показанного захватывает дух. С десяток миров (в лучших традициях мульверсовых кроссоверов американской Большой Двойки) встречаются на одной территории, причём этого оригинальные и максимально разные миры. Где-то цивилизация столкнулась с инопланетянами. Где-то ей грозят кайдзю. В другой ад утроили вирусы и паразиты. Есть и мир, где за живой плотью охотятся великаны (привет, «Атака на титанов»), кое-где люди почти покорились играм и дикой природе. А в одной из реальностей врагом, поставившим человечества на грань уничтожения, выступает Бог. То есть, в сеттинге фэнтезийного исекая One ещё и объединяет олдскульный pulp fiction, постапокалипсис, киберпанк, экологический хоррор и метафизику, плюс ещё кучу жанровых клише. Ух, это выглядит очень классной задумкой. Хотя, оглядываясь на «One-Punch Man» и вспоминая о том, как там герои томов так десять назад попали в подземелье суперзлодеев и до сих пор там мотаются, начинаешь горестно вздыхать о том, что если мангака начнёт раскрывать все эти миры, их взаимодействие, описывать приключения местных персонажей, финал истории увидят лишь внуки наших внуков. Но посмотрим. А именно вот это желание «посмотреть, что будет дальше» в конце первого тома перерастает в какую-то зависимость, потому что реально хочется узнать, что можно вытянуть из такой грандиозной идеи и чем обернётся логичный план, высказанный в конце тома находчивым и неунывающим магом.
В какой-то момент «Versus» перестаёт выдавать себя за тёмное фэнтези а-ля Миура и напоминает мультфильм «Ральф», так главгерой тоже мотался по разным игровым локациям. И закованная в экзоскелет дама там присутствовала. А вот Торнадо и Вьюги в новой работе One пока нет, это непорядок, кого же будут косплеить за донаты красотки по всему миру? Рисунок серии взял на себя Кётаро Адзума, есть ощущение, что он точно знает, как рисовать идеальную подростковую мангу, перегруженную экшеном. Бодро, стильно, пафосно, versus battle здорового человека с хорошим чувством юмора. В общем, обязательно обратите внимание. Единственное, что беспокоит – опять надо постараться запомнить толпу персонажей, а я же ещё не всех в «One-Punch Man» знаю. Манга, обречённая стать хитом, выходит на русском языке в издательстве «Комильфо». Здесь твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат издания 135х190мм, 224 страницы. Тираж 15000 экземпляров.