29 мар. 2025

Мнение: Человек-Бензопила. Тринадцатый том: Всего лишь животные

Дэндзи больше всего хотел жить обычной жизнью, как простой парень, один из миллионов. Парень, который, даже если что-то и выведет из себя, точно не станет дергать торчащий из груди шнурок и превращаться в Человека-Бензопилу, героя с точки зрения одних и демона с точки зрения других. И на определённом временном отрезке реализовать эту «хотелку» у Дэндзи получилось. Точнее, удалось поддерживать иллюзию этой обычности, приглядывая за Наютой, гуляя с собаками и прислушиваясь к совету «Не высовывайся!». Но продлилось это не долго. Да и кто даст Человеку-Бензопиле отсиживаться в теле пацана-нищеброда, когда и без того безумный и жестокий мир манги Тацуки Фудзимото окончательно слетает с катушек. В нём теперь «бензопильность» - что-то вроде эпидемии, перерастающей в пандемию (спасибо, Covid-19, ты продолжаешь вдохновлять), на улицах жужжат бензопилы, люди в панике, некуда бежать. Срочно нужен Человек-Бензопила. Вопрос только в том, для чего. И кому на самом деле. Но это еще предстоит выяснить. А пока – пожужжим.

Персонажам Фудзимото (которых вообще невозможно разделить на хороших и плохих, ибо они выбиваются за границы этих категорий) в целом свойственен нигилизм. Думаю, присущ он и самому мангаке, т.к. постоянно проступает в его произведениях. Так что вынесенная в название тринадцатого тома манги (в оригинале восемнадцатого) фраза «Всего лишь животные» - это мнение о среднестатистических людях, брошенное государственной служащей с надменной улыбкой. Люди, кстати, оказываются в ситуации, когда данное утверждение способно получить подтверждение. Ведь толпа горожан вот-вот устроит самосуд над забившейся в угол девочкой. Идеальный момент для того, чтобы поразмыслить над человеческой природой, нервно кусая губы и замирая в надежде на то, что в этой толпе кто-то обязательно крикнет «Хватит!». И тогда эта фраза про животных станет неактуальной. Хотя бы в этот раз.

Зажатая в угол девочка – это Наюта. Которая знает, что когда-то была Макимой и начинает припоминать, ради чего ей нужен Дэндзи. Сам Человек-Бензопила видит в Наюте не ту, которая заставляла его себе прислуживать в роли щенка, а исключительно последний шанс на нормальную жизнь, поэтому готов на всё. Что, уже пора начинать бойню? Да, но даже названия глав этой части манги дают понять, что бойня будет гораздо более изобретательной и сумасшедшей, чем этого можно было ожидать. «Вух-вух-вр-вр-шик-шик», «Кар-гильотина», «Сон о яйцах». Кто-то скажет, что Тацумото именно здесь поехал окончательно. Другие возразят, что он таким был всегда. Так или иначе, сюжет манги сворачивает на дорожку «среднестатистического боевика», но делает это максимально странно. Шаблон: главный герой в отключенном состоянии находится в суперсекретном и мегаохраняемом месте. Вы скажете, что видели подобное много раз в кино и в комиксах, и будете правы. Пленение главгероя автоматически приманивает к этому месту парочку дам, одна из которых – демон Голода, а другая – главная ненавистница Человека-Бензопилы и, по совместительству, без пяти минут девушка Дэндзи. А, ещё она умеет превращать любой предмет в оружие. Поэтому долой банальности, давайте пригласим на этой карнавал неслыханной жестокости интересных гостей: ту самую Кар-Гильотину (не спрашивайте, просто увидьте это сами, как по мне, так это явная удача мангаки в плане создания максимально сюрных существ), чувак с мозгами наружу и Человек-Гвоздь, фанат Человека-Бензопилы, у него тоже из разных частей тела торчат опасные для здоровья окружающих штуки. А вообще в (стремительно окрашивающихся в красный цвет) стерильных стенах этого секретного заведения собирается интересная компания, и всех волнует одно: «Что с Дэндзи?». А что с ним? Ну, ещё со времен «Огненного Удара» Фудзимото всесторонне исследует тему бесконечной регенерации, оттуда же проистекает его желание распихать персонажа по частям в ящики и посмотреть, что из этого получится. Так и выходит, что Тацуки создаёт отсылки на самого себя.

Признаться, за всем этим трэш-действом я «чуть-чуть» перестал следить за мотивами основных персонажей, людей и демонов. У всех есть потребность в Дэндзи, на пороге конец мира и куча всего интересного, но как-то целостность всего этого замысла стала ускользать. В центре же лихо меняющегося сюжета по-прежнему «маленький человек», представитель молодого поколения, который никак не может ужиться с миром взрослых. При том, что у него максимально мизерные требования к жизни. Чтобы его не били по яйцам (в этом томе чуть ли не основная тема шуток) и покормили суши. Дальше – как пойдёт. Наверное, надо попробовать найти Наюту. Может, снова придётся стать Человеком-Бензопилой. Как ни парадоксально, но это единственный шанс для Дэндзи пожить нормально (если верить девушке без руки… если вообще кому-то тут верить).

Короткий том, вы прочитаете его довольно быстро и, скорее всего, отметите продолжающийся упадок графической составляющей. Не критично, но в тех же ваншотах японца («Прощай, Эри» и «Оглянись») визуальная часть, на мой взгляд, больше проработана. Мангака как будто бы до сих пор не может принять тот факт, что его задумка мощно хайпанула и стала мировым блокбастером… а он словно мечтал сидеть тихо в уголке андеграунда и делать то, что ему хочется без оглядки на рейтинги и дэдлайны. Вдруг упрощение рисунка (кажется, что художник приглядывался уже к One и его «Моб Психо 100», когда умение рисовать не входит в список обязательных талантов, главное быть хорошим рассказчиком) и запутанный сюжет с самоповторами и чудаковатым гуро – это его реакция на популярность своего детища, помноженная на тот самый нигилизм? Было бы интересно узнать, так ли это.

Эту топовую мангу в оперативном порядке продолжает выпускать издательство «Азбука». Ещё аргумент в пользу «намеренного упрощения»: в книге с номером «13» в начале нет даже привычного краткого описания предшествующих событий и не представлены, как это принято, персонажи, действие стартует сразу, без напоминалок. Твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 136х200мм, 184 страницы. Тираж 17000 экземпляров.

https://azbooka.ru

Craftum Сайт создан на Craftum