Дуракам везёт. Детектив-неудачник, типичный маленький человек в водовороте не просто большой, а уже вселенской истории Джон Дифул многократно это доказывал, хотя сам, разумеется, так не считает. Но, к примеру, он частенько летит куда-нибудь вниз, каждый раз спасаясь неожиданным образом. Вот и «Финальный Инкал» открывается подобной сценой, после которой, изрядно обалдев от грохота перестрелок и взрывов, Джон будет пытаться вспомнить о том, что с ним приключилось совсем недавно. Может быть, это был просто сон? Но почему в памяти всплывает имя Луз, из-за чего сердце заходится в любовном томлении? И почему все пытаются разобрать Джона и его разумную птицу Дипо на атомы?
Признаваться в этом, конечно, не стоило бы, но я только к финальной части «Инкала» Алехандро Ходоровски осознал, что Джон Дифул – это, по факту, Иван-Дурак (Джон-Иоанн-Иван) из русских сказок. Который и королевну в себя влюбит, и всех победит. У Джона, правда, «королевна» - лишь фантом памяти, а победить всех не представляется возможным, потому что как раз в этот момент во всей Вселенной грозит установиться Новый Мировой Порядок. Тёмное метасущество, электровампир Бентакодон (в биологии – совсем не тёмная медуза из глубин Марианской впадины) подчинил себе сознание президента планеты Терра 2014, распылив повсеместно вирус, растворяющий любую биомассу. На улицах города-колодца паника, граждане превращаются в жуткую слизь, вакцин и противоядий нет. Но можно отказаться от всего биологического, плотского и переделаться в робота. Ходоровски, в комиксе «До Инкала» клеймивший социальное неравенство капиталистической системы, теперь переходит на новый уровень и грозит восстанием машин похлеще «Скайнета». Уничтожение материи, трансформация в механизм, потеря человеческого обличия обществом, которое уже успело потерять свою духовность – вот грядущие проблемы цивилизации. А ещё Алехандро не иначе как на раскладе карт Таро увидел, что люди будут массово носить медицинские маски, вот уж, воистину, провидец.
Бентакодон – это, конечно, персонификация Дьявола. Хотя бы потому, что навстречу с ним летит Элохим, светлая метасущность, сам Бог (пусть и во множественном числе, как это проявлено в иудейских мистических книгах), а он абы с кем сражаться за судьбу Вселенной не будет. Но на фоне грядущей битвы выясняется, что победа над злом зависит от Джона и оттого, найдёт ли он свою возлюбленную. Ведь ключ к спасению Мироздания – Любовь (да, прямо как в «Пятом Элементе»). Так начинается сюжет в духе образцовой космооперы: герои преодолевают пространство, посещают разные, но всегда очень колоритные и необычные миры, увиливают от опасностей, находят новых друзей и врагов. Всё по классике, хоть и с фирменной психоделической чудинкой чилийского мага. Но в какой-то момент Ходоровски становится тесно в рамках одной вселенной, и он вводит концепцию Мультивселенной. Да, в этом он не оригинален и наверняка воспользовался идеями из кроссоверов и событий DC Comics и Marvel, но не суть. Так в истории появляется сразу четыре Джона Дифула. Помимо «привычного» дурачка и труса, есть Джон-красавчик (но тупой), Джон-просветлённый кришнаит и Джон-Ангел. Кришнаит явно отсылает к графроману Ходоровски «Белый Лама», только с львиной долей иронии, а к ангельской чистоте и невинности Алехандро подходит…кхм… без должного уважения.
Чилиец через эту чехарду с «двойниками», которые постоянно собачатся и влипают в неприятности, обыгрывает расхожие штампы, связанные с историями из Метавселенных. Но, как ни крути, это всё же штампы. Как и финальная часть истории, которая представляет собой каноническое «восстание низов против бездушной машины власти». Люди (и мутанты, конечно же) со вселенской помойки устраивают на протяжении всего оригинального третьего тома революцию, над которой, конечно, витают метафизические, магические идеи Ходоровски, от которых иногда отдаёт «Летом любви» так, что в голове начинает играть «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» Скотта Маккензи. И на этом, финишном этапе сюжета Алехандро хочется покритиковать. Главный грех любого автора, на мой взгляд, заключается в том, что он не смог развить действительно важные темы, которые бы дали инерцию всей истории. Из идеи «мультиДжонов» можно было сотворить нечто грандиозное, но Ходоровски всё очень быстро заворачивает и сводит к нулю. Из идеи о том, что будущее Вселенной зависит от любви Джона и Луз, да вот только за время беспамятства Джона Луз успела полюбить другого, можно было накрутить столько всего от комичного до трагичного, но Алехандро, опять же, «забывает» об этом и Луз снова без памяти любит Джона. Кто-то скажет – мелочи, я скажу – упущенные возможности в ситуации, когда автор выбрал революцию как основной метод развития сюжета. Да, и сам Инкал… помните, сколько было разговоров о том, что это такое? Я тогда ещё достал из мистических глубин памяти чудное слово «меркаба», что-то придумывал, искал… Теперь же это пирамидка, что-то вроде умной колонки, дающей советы в нужный момент.
Тем не менее, это все же «Инкал» и эта все же собственная Вселенная Ходоровски, где в грандиозные стычки галактик и миров вписаны его же Техносвященники и Метабароны. Так что если вам всё это близко, если в этой вселенной ультранасилия и чудных образов вы чувствуете себя как дома, то финальная часть саги вам точно понравится. Ещё и потому, что взявшийся за визуальную часть комикса художник Хосе Ладрон выдерживает визуал в традициях Мёбиуса и при этом создаёт очень насыщенное действием и разными фантастическими существами и объектами полотно, способное поразить своим размахом даже бывалых фанатов космоопер. Просто превосходно, итог работы Ладрона поможет вам пережить то чувство, когда вы «залипаете» буквально на каждом кадре. Кстати, о Мёбиусе. Изначально эту историю должен был рисовать он. Жан Жиро даже приступил к работе и нарисовал первый том, названный «Снова в сон». Но потом художник негативно воспринял идеи Ходоровски о Мультивселенной и выбыл из проекта, оставив поклонникам «альтернативный вбоквел», несколько иначе раскрывающий события «Финального Инкала». Впрочем, о том, что это нарисовано Мёбиусом, можно и не догадаться без подсказки, уж очень странный стиль здесь выбран, идущий местами вразрез с визуалом оригинального «Инкала», «Герметического гаража» и других работ мастера. Создаётся ощущение, что Жиро излишне вдохновился возможностями компьютерной живописи в тот момент, когда доверять программам ещё не стоило в полной мере. Поэтому итог выглядит странно, особенно когда в памяти вместе с именем «Мёбиус» всплывают вышеперечисленные комиксы.
Теперь мы знаем, что было до Инкала, во времена Инкала и после Инкала. При этом сюжет построен так, что его центр, тот самый культовый «Инкал», из этой цепочки можно без потерь убрать. Тогда начало и конец цикла образуют историю о вселенской любви и непостоянном человеческом обществе. Но лучше прочесть всё вместе, это тот комикс, о котором вы должны составить своё собственное мнение. И получить от него удовольствие. «Финальный Инкал» вышел в издательстве «Комильфо». Твёрдый переплёт, формат 205х260мм, 224 страницы. Бонусов нет. Тираж 3000 экземпляров. Комикс издан без цензуры, но тут гораздо меньше поводов вспомнить о ней.