15 мая 2025

Мнение: Королевская кровь

В 2011-м году стартовал сериал «Игра престолов». Зрители и критики быстро оценили непредсказуемый сюжет, соединивший в себе исторический реализм и фэнтезийные элементы, сеттинг и персонажей, а также отметили, что авторы сериала не боятся жестить и касаются табуированных тем, представляя условное средневековье со всей свойственной этому периоду жестокостью и неоднозначностью. Глядя на всё это, Алехандро Ходоровски в 2014-м сказал: «Подержите мою рюмку писко!»* и вместе с китайским художником Лю Донцзы выпустил в свет первый том графической саги «Королевская кровь», которая стала своего рода реакцией мага и режиссёра на успешный сериал HBO (хотя и простого человеческого желания хайпануть тоже никто не отменял). Для этого Ходоровски ненадолго покинул мультивселенную Метабаронов и Инкала и из космических далей спустился на очень грешную Землю, выдав безостановочный поток тёмного фэнтези, глядя на которое даже сценаристы «Игры» наверняка сказали бы: «Не, ну это уже перебор!». Хотя, кто знает, может быть, они хлопали бы в ладоши и кричали: «Браво, маэстро, давай ещё!».

Все четыре тома этой саги, оказавшиеся в итоге под одной обложкой, описывают жизнь короля Альвара и его наследников, случайных или нет. Альвар - типичный персонаж Ходоровски, чрезмерно тщеславный, амбициозный, жестокий, жаждущий власти, настоящая жертва страстей, уверенная, что как раз эти страсти хорошо контролирует. Вероятно, таким его делает именно королевская кровь, бурлящая в его венах; судя по всему, это мощнейший наркотик, сводящий людей с ума и передающийся половым путём. В лучших традициях страдающего средневековья Альвар втянут в бесконечную войну с соседними государствами, и, надо отдать ему должное, в сражении за спины солдат не прячется и всегда лезет в центр мясорубки на адреналиновых приходах. За таким воины охотно идут в бой, для них Альвар бог войны и символ победы. Однажды, правда, воинская удача отвернулась на мгновение в сторону и король оказался на волоске от смерти. Ему бы быть мудрее, принять внезапную помощь и проявить благодарность, но бурлящая кровь, замешанная с ядом тщеславия и аристократической избранности, не дала это сделать. Что ж, тогда история поворачивается другим боком, выстраиваясь на базисе обиды, проклятия и многоуровневого плана мести, в который будут втянуты потомки Альвара.

Помимо антуража, с «Игрой Престолов» комикс Ходоровски роднит повышенный уровень жестокости, которую, впрочем, в показанных условиях всегда можно обосновать фразой «Не мы такие, жизнь такая». Жизнь и правда не сахар, даже представители правящей элиты, втянутые в наследные интриги, мрут как мухи. Чего уж там, даже король сам себя калечит раз за разом, не в силах вынести груз собственных грехов. Ещё Алехандро помещает в пространство своей истории обязательного карлика (даже двух), девушку, которая не желает быть девушкой и предпочитает быть воином, придворных интриганов и других персонажей, при взгляде на которых ловишь себя на мысли, что они кого-то тебе напоминают. Король соседней страны, опять же, добродушный алкоголик, точно похож на героя первого сезона «Игры». Но, поскольку формат комикса не требует сдерживаться и экономить бюджет, Ходоровски развивает сюжет в русле более фантастическом, у него в третьем томе мальчик-Маугли оказывается оборотнем и оружием возмездия призрачной парочки, а затем в планы по свержению власти будут втянуты вампиры, летающие нетопыри. А ещё здесь есть мудрый отшельник, становящийся призраком, то ли Гэндальф, то ли мастер Йода.

Но к этому моменту вы вряд ли почувствуете, как перехватывает от удивления ваше дыхание, ведь вы уже успели сполна насладиться фантазией Алехандро, особенно во втором томе, где на государственном уровне процветает инцест (правда, в итоге с этой сомнительной темой связан один нюанс, но и он не служит оправданием, так как герои о нём не в курсе до самого конца), коему Ходоровски пытается приписать смысл символического, сакрального действа. Таким же ритуалом выглядит и реалистичное самооскопление, поданное под видом искупительной жертвы. Или так оно и есть, или это воображение так реагирует на творящиеся здесь безумства, требуя перейти в безопасный и не калечащий психику режим, но значительная часть происходящего воспринимается больше как метафора или расклад карт Таро, каждый поступок имеет иной, более глубинный, аллегорический смысл. К тому же для Ходоровски вся эта жестокость явно не самоцель и в нужный момент он снова, как много раз до этого (например, в «Финальном Инкале») возводит в абсолют созидательную энергию Любви, которая только и может остановить зло и безумие. Разумеется, Любовь эту тоже ждут кровавые испытания. И, разумеется, плотской Любви здесь противопоставляется Любовь в её высшем, духовном аспекте.

По факту, эта растянувшаяся на десятилетия трагедия вновь подтверждает давно уже не нуждающуюся ни в каком подтверждении истину о том, что за грехи родителей отвечают их дети. У чилийца, правда, дети эти самые грехи охотно множат, но делают это, скорее, бессознательно; оно и понятно, всё можно списать на проклятую королевскую кровь в их жилах. А что, если там её нет и человек - лишь только безропотная жертва страстей, которые замещают ту самую Любовь? Об этом можно подумать после прочтения комикса, в процессе чтения на эти мысли довольно сложно отвлекаться из-за некоторых факторов. Во-первых, как сказано выше - сюжет несётся вперёд как буйный, иногда, есть такое подозрение, выходя из-под контроля автора. Во-вторых - рисунок Лю Донцзы. Он прославился как художник маньхуа, что естественно, но здесь он следует европейскому стилю, только в сценах с рукопашными поединками выдавая что-то слегка «азиатское», анимешное даже. Заметно, как от тома к тому он набивает руку, показывая всё более реалистичный, насыщенный действием и деталями результат. Также очевидно, что в работе над женскими образами Лю вдохновлялся эстетикой Луиса Ройо, тут и анатомия та же, и работа со светом и полутонами, и эротизм очень схожий. Да, эротики тут в достатке, как животной, так и возвышенной, Ходоровски и Донцзы не скупятся на детали и показывают не только отрезанные яички, но и ситуации, в которых бы они точно пригодились.

Эпично (пусть немного и затянуто) и провокационно - как раз для фанатов «Игры престолов», а также для любителей средневековых эпосов и мрачных сказок. Называть местных персонажей «героями» в классическом смысле этого понятия не стоит, скорее, они все жертвы: страстей, обстоятельств, сумасбродных желаний, эгоизма и всего такого, что очень отравляет жизнь. Жалко этих людей? Нет. Но их поступки и катящиеся за ними колесом кармы последствия могут чему-то научить, обернувшись притчей о человеческой природе. На русском языке этот графический роман выпущен полностью в одном томе издательством «Fanzon». Твёрдый переплёт, формат 205х260мм, 240 страниц, тираж 2000 экземпляров.

* Писко - чилийский алкогольный напиток, бренди крепостью от 35 до 43 градусов.

Craftum Конструктор сайтов Craftum