28 янв. 2025

Мнение: Человек-Бензопила. Двенадцатый том: Огнестрел, гвозди, катана

Зариновая атака, устроенная группой фанатиков из секты «Аум Синрикё» в токийском метро в марте 1995-го года, стала террористическим актом, потрясшим Японию. И до сих пор эхо этого происшествия не даёт забыть о том, как по благополучному японскому обществу, выбирающемуся тогда из финансового кризиса, был нанесён удар, заставивший усомниться в персональной и коллективной безопасности. Может быть, поэтому любое упоминание в том или ином произведении схожих событий вызывает стойкую ассоциацию именно с зариновой атакой, многие авторы сознательно бьют в эту болевую точку, стремясь вызвать острую реакцию. Прицельно бьёт сюда и Тацуки Фудзимото ("Оглянись", "Прощай, Эри"), наконец-то разобравшийся с закусками, пингвинами и поисками простого человеческого счастья: двенадцатый том «Человека-Бензопилы» и называется максимально брутально, прямо намекая на арсенал городской «партизанщины», и начинается с того, что группа фанатиков-сектантов устраивает масштабный теракт на улицах мегаполиса. И – спойлер, - это будет не самым кровавым эпизодом данной части бензопильной саги.

С террористами не ведут переговоров. Но тут в этом возникает необходимость, ведь на кону судьба всего мира, полностью зависящего от того, станет ли Дэндзи вновь Человеком-Бензопилой или нет. Одни персонажи делают всё, чтобы это случилось, другие прикладывают максимальные усилия, чтобы этого избежать. Одного Человека-Бензопилы для этого мира уже много, а когда на город сваливается нечто вроде демонического проклятия, когда большинство жителей вдруг начинает косплеить недавно обожаемого героя и с металлическим визгом «Выррр-выррр!» уничтожает бедолаг, которым не повезло оказаться рядом с ними, город наполняется хаосом и предвкушением Конца Света, на фоне которого как-то даже незаметно проходит превращение жилого дома в боевого осьминога. То есть, буквально: Аса Митака и Йор превращают своё жилище в монстра с щупальцами. Когда противники аниме и манги, видевшие 0,1% всего этого, но зато зацепившие самую отпетую кринжатину, будут говорить, что «Японцы снимают всякий бред!», предлагать им в качестве контраргумента «Человека-Бензопилу» точно не стоит.

Пока улицы заливаются кровью (у Фудзимото это уже выглядит как нечто обыденное, тут никого не пытаются смутить заглядыванием за самый край очень неприглядной смерти, всё выполнено в стиле «Ничего такого, обычный вторник»), противоборствующие стороны – люди, демоны и люди-демоны, - пытаются договориться. Ведь когда до прихода Короля Ужаса осталось полгода (Нострадамус не даст соврать, его катрены всегда отличались повышенной точностью прогнозов, верно?), договариваться и искать новых союзников просто необходимо. Из этих переговоров вырастают несколько путанные расклады, глядя на которые, хочется верить, что сам Фудзимото точно знает, что это значит и в чём заключаются планы и способы их реализации. Потому что, если честно, я уже запутался.

Важно помнить одно: всё зависит от того, станет ли Дэндзи снова монстром или нет. Как можно заставить обычного человека принять такое решение, которое он сам недавно отринул от себя как абсолютно невозможное? Очень просто. Во-первых, надо нанести удар по тому, что составляет смысл его нынешней «обычной» жизни. Тут, кстати, можно поразмышлять о том, что человеческая жизнь в этой манге вообще ничего не стоит и к изощрённым убийствам все относятся спокойно, но вот коснись нечто подобное «не людей», а кого-то от них зависящих, милых и пушистых – и сюжет нырнёт в бездны эмоционального шока, хотя само это событие Фудзимото так не живописует, как человеческую расчленёнку. То ли люди в глазах других людей исчерпали значимость такого понятия, как «жизнь», либо им так и надо. Во-вторых, пришло время вспомнить, что молчаливая и незаметная до этого момента Наюта, вообще-то, воплощение Макимы. У неё, конечно, более традиционные отношения с собаками, но это не значит, что она не опасна. Двенадцатый том – самое время начать раскрывать её потенциал. И в боевых условиях (когда враги и те, кого она за них приняла, распадаются на части), и в искусстве манипуляции. Дэндзи… он такой парень, которого вряд ли проймёшь эсхатологическими пророчествами и угрозами Апокалипсиса, он более приземленный, соответственно, и воздействовать на него нужно простыми вещами и эмоциями. Можно просто поселить в голове героя, который больше всего хотел стать обычным человеком, сомнение в том, что быть обычным – это круто. А вот быть демоном…Короче, Дэндзи сделает свой выбор, и это принесёт ему несколько важных ощущений, среди которых будут доминировать два: «больно» и «приятно». Есть в этом что-то из мира садо-мазо. Хотя, если вы добрались самостоятельно до двенадцатого тома «Ч-Б», это чувство сопричастности к чему-то «слегка» извращённому вам наверняка знакомо.

Фудзимото движет сюжет к Концу Света не без постмодернистской иронии. Например, про одну героиню этой манги восторженно говорят: «Да она словно со страниц манги сошла!». Сошла со страниц манги на страницы манги, круг замкнулся, четвёртая стена выстояла, но превратилась в ленту Мёбиуса, доказав, что относиться ко всему происходящему всерьез не стоит. Это же, в конце концов, манга, и некоторые её персонажи, похоже, данную фишку просекли. Но меня всё сильнее мучает вопрос: «А что происходит с рисунком от главы к главе?». Он, рисунок, становится всё более простым, условным, часто даже неряшливым. Про фон можно вообще забыть. Такое ощущение, что мангака и его ассистенты живут в режиме вечного дэдлайна. Я не то, чтобы ворчу на тему «Почему расчленёнка стала теперь не такой детальной, анатомически-выверенной и мясной?», просто хотелось бы, чтобы был сохранён графический уровень предыдущих глав. Сюжет же перешёл в фазу «сумасшедшая динамика», отчего возникает читательский голод, остро требующий продолжения. Издание от «Азбуки», как всегда, в твёрдом переплёте с цветной суперобложкой (арты и там, и там дублируются). Формат 136х200мм, 184 страницы, тираж 20000 экземпляров. Интересно, многие серии манги, выходящие на русском, выдерживают такие цифры тиража к двенадцатому тому?


www.azbooka.ru


Craftum Конструктор сайтов Craftum